Рубик Рюрика

Ретроспективный показ произведений Рюрика Васильевича вряд ли оставит равнодушным кого бы то ни было: искушенный взгляд коллег-художников находит необычное сочетание цветов, зрителю же достается сюжет, который неизменно философичен и многомерен.

10 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1671 от 10 дек. 2004

Юбилейная выставка художника Рюрика Тушкина открылась в Доме художника

Ретроспективный показ произведений Рюрика Васильевича вряд ли оставит равнодушным кого бы то ни было: искушенный взгляд коллег-художников находит необычное сочетание цветов, зрителю же достается сюжет, который неизменно философичен и многомерен.

…Церемония открытия получилась несколько грустной, поздравляли с новой выставкой и в первую очередь желали здоровья: в последние годы Рюрик Васильевич тяжело болел. Работы, датированные 2003-м, 2004-м, вызывали по меньшей мере изумление: сколько сил - душевных и физических - надо иметь, чтобы взять кисть в руки после того, как небытие уже явно обозначилось.

Впрочем, картины Тушкина никогда не были жизнерадостными - внутреннее одиночество, осознание недостижимости гармонии в этом мире, напрочь лишенном этой самой гармонии, всегда пронизывало творчество художника.

В свое время Рюрик Васильевич начинал как художник-график вполне реалистического плана. Но теперь ранние работы художника найти невозможно: он их уничтожил, ничего не объясняя окружающим. Объяснение можно было найти в картинах - следующий период, который длится и сейчас, явил нам совершенно другого Тушкина, для которого форма и цвет, совершенно отстраненные от действительности сюжеты стали основными в творчестве. Автопортреты (в них Тушкин раскрывал тайные уголки своего сознания), двойные портреты, в которых двое всегда существовали по отдельности, тематические картины, где пронзительная обнаженность души просто кричала, Рюрик Васильевич писал быстро, напряженно, как будто пытаясь успеть сказать о том, что болит.

Трагедия «Курска» и вечернее чтение газеты - любое явление становилось событийным рядом работы, поводом для мучительного поиска смысла жизни.

…Окружаюшие не поняли перемены: формальную живопись «нового» Тушкина не приняли, стали требовать возвращения назад, в понятное и доступное изобразительное искусство, не допускали на выставки, не давали вступать в Союз художников. Но Тушкин остался самим собой, довольно жестким по отношению к тому, что происходит вокруг, но прежде всего к самому себе. Его главной чертой является истинная свобода творчества: без тени сомнения и оглядки на свой достаточно солидный возраст он пробует все, что его привлекает. Не боится, что у него не получится. Не расстраивается, если его не понимают или критикуют. Привычные символы, часто используемые художником в разных работах, - рыба и кубик Рубика. Первый - наиболее распространенный во всем мире символ - плодородия, Христа, счастья, божественной трапезы. Второй - весьма популярная в 1980-е годы головоломка-игрушка, знак времени (такой, как сегодня компьютерные игры), говорящий об интеллектуальном уровне индивида. В жизни часто бывает, что интеллект и нравственные качества не даются человеку одновременно. Рюрик Тушкин - замечательное исключение. Не только интеллект и высокая нравственность, но и талант щедро ему отмерены свыше.