«Ушел и не вернулся…»

Нет ничего страшнее неизвестности, считали древние, неизвестности о внезапно пропавшем, самом близком, самом родном человеке. В средствах массовой информации чуть ли не каждый день появляются фотографии таких людей, но вот сообщений о том, нашли ли, в конце концов, кого-нибудь из пропавших, почти нет. О том, какова судьба всех этих людей, корреспонденты «В» решили выяснить более подробно.

9 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1670 от 9 дек. 2004

Как сегодня можно найти человека в Приморье

Нет ничего страшнее неизвестности, считали древние, неизвестности о внезапно пропавшем, самом близком, самом родном человеке. В средствах массовой информации чуть ли не каждый день появляются фотографии таких людей, но вот сообщений о том, нашли ли, в конце концов, кого-нибудь из пропавших, почти нет. О том, какова судьба всех этих людей, корреспонденты «В» решили выяснить более подробно.

Уехал на футбол…

Каждому из нас порой приходится волноваться за близких людей - за ребенка, который почему-то все не возвращается из школы, за мужа, который уехал на футбол и исчез на сутки, или за жену. Мол, пошла к подруге на часок, уже полночь, а она не вернулась. Чаще всего такие волнения заканчиваются благополучно - близкие возвращаются. Но в принципе всех этих людей можно назвать пропавшими без вести. И если в районном отделении милиции от вас, как правило, примут заявление лишь через трое суток после того, как исчез человек, то в бюро регистрации несчастных случаев (БРНС), созданном год назад при УВД Приморского края, - хоть через два часа после того, как вы забили тревогу. Причем в любой день и в любое время суток - бюро работает без выходных, и днем, и ночью.

По словам начальника бюро Елены Денисюк, специализированная информационно-справочная служба создана для того, чтобы облегчить поиск пропавших людей. Именно сюда стекается вся информация из территориальных органов внутренних дел края, больниц, моргов. Затем эти данные вносятся в компьютерную базу службы.

Бюро плотно контактирует с тысячекоечной больницей, выполняя функцию оповещения родственников поступивших сюда неизвестных и иногородних больных. Надо заметить, что Приморское бюро - единственная служба в России, которая наладила рабочее взаимодействие с судебно-медицинскими экспертами. Как только неопознанные трупы попадают в морги Владивостока и Находки, их фотографируют, дактилоскопируют, описывают одежду, характерные внешние признаки (татуировки, шрамы и прочие приметы), и по сети Интернет эти сведения направляются в бюро.

- Мы избавляем ближайших родственников и знакомых умершего от посещения морга, - говорит Елена Денисюк, - ведь теперь опознать человека можно по фотографии и описанию непосредственно в бюро. Правда, бывают исключения, когда родные ни в какую не хотят опознавать своего любимого человека в погибшем. Скорее, они не хотят верить в его смерть, хотя все характерные признаки сходятся...
А бывает и такое...

- К нам обратился молодой мужчина и сообщил о пропаже жены. Был буквально убит горем, плакал, сокрушался  - как же теперь будет четырехлетний ребенок без мамочки! Подробно рассказал, как одета, где какая родинка и так далее, - рассказывает корреспонденту «В» один из сотрудников бюро. - А через два дня поступила милицейская сводка о том, что в районе Шаморы обнаружен труп женщины, очень похожий по описанию, правда, лицо сильно обезображено. Близкая подруга пропавшей опознала труп по оригинальному маникюру на пальцах. В ходе расследования выяснилось, что во время  семейной ссоры женщину убил муж...

Не иголка в стогу сена

Официально пропавшим без вести считается человек, исчезнувший внезапно, без видимых на то причин, когда неизвестно, где и как он живет. Но человек - не иголка в стогу сена. По каждому пропавшему - своя судьба и своя отдельная история. Есть среди исчезнувших загулявшие мужья и жены, алиментщики. Очень много встречается старых людей, у которых проблемы с памятью, весной и осенью они часто куда-то уезжают и теряются. А еще дети, поссорившиеся с родителями и убежавшие из дома...

- Детишки - это особая тема, - говорит Елена Денисюк, - и многих «бегунков» мы знаем пофамильно. В результате розыскных мероприятий ребенка находят и приводят домой. А он побудет там недельку и опять сбегает. Этих «героев» знают во всех районах Владивостока. А случаи, когда дети гибнут, к счастью, происходят довольно редко.

С приходом холодов в Приморье настал «сезон бомжей». По словам сотрудников бюро, бомжи зимой часто гибнут, замерзая на улице. Кстати, на случай их возможной гибели, для того чтобы потом труп не значился как неопознанный, людей без определенного места жительства участковые милиционеры вылавливают и буквально строем водят на дактилоскопию. Такая практика во Владивостоке существует уже несколько лет. Информация обо всех бомжах вносится в экспертно-криминалистический центр УВД, и впоследствии установить личность умершего - дело нескольких минут.

Рассказывает инспектор бюро: «Бывает, мужик загуляет. Вот, первого января ушел один человек на новогоднюю елку на центральную площадь. И пропал. Жена уже оплакала и в душе его похоронила. А как радовалась, когда он через месяц вернулся домой живым и невредимым. Сначала, правда, побушевала, а потом простила».

Нашелся! Жив и здоров

Что делать, если у вас внезапно пропал близкий человек? Нужно немедленно отнести заявление и фотографию пропавшего в милицию. Рассказывать о нем надо всю правду, потому что в милиции расспрашивают подробности о пропавшем не из праздного любопытства. Все детали важны для более эффективного поиска. Порядок розыска такой. Сначала заявление регистрируют. Если человек не найден в течение 10 суток, на пропавшего заводится розыскное дело. Если человек не найден через три месяца, его объявляют в федеральный розыск. Кстати, согласно российским законам пропавших без вести должны искать 15 лет...

А можно сразу позвонить в бюро несчастных случаев по круглосуточно работающему телефону 40-13-13. Или прийти сюда самим. Служба располагается в здании УВД края по адресу: Алеутская, 44. Заметим, что свои услуги бюро оказывает бесплатно.

- А вот самый последний случай, заявительница только ушла, - рассказывает инспектор бюро несчастных случаев. - Семья благополучная, сыну 19 лет, студент. Уехал в тайгу за шишками. В прошлую пятницу позвонил и сказал: «Мама, все, я выезжаю домой». Не приехал...… Женщина плачет, говорит, передумала все! Сын уехал с другом, но она знает только фамилию и имя этого приятеля. И еще где проживают родители друга - в поселке Ольга. Тут же позвонили оперативному дежурному Ольгинского района, который дал нам телефон отца. На вопрос «Где ваш сын и его друг?» отец ответил, чтобы мы не переживали: «Дети в бане парятся».

Основная нагрузка по поиску пропавших, безусловно, ложится на районных сотрудников милиции, которые опрашивают и  допрашивают родных, друзей, знакомых. Потом эта информация стекается в бюро, дополняется иными данными и выстраивается в более полную картину. Именно в бюро несчастных случаев родные и близкие пропавших людей могут узнать о том, как продвигаются поиски. А сотрудники бюро регистрации несчастных случаев всякий раз радуются, когда самые страшные подозрения не оправдываются и пропавшие возвращаются...

Автор: Алла РУДЕНКОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»