Особые маневры

«Япония издавна вела агрессивную внешнюю политику в отношении СССР и Китая, стремясь путем войны и территориальных захватов установить свое господство в Восточной Азии. С этой целью еще в 1904 году Япония, напав без объявления войны на русский флот в Порт-Артуре, начала военные действия против России, закончившиеся подписанием Портсмутского соглашения, по которому государство Ниппон получило южную часть острова Сахалин и Порт-Артур. Не довольствуясь этим, Япония в последующие годы продолжала строить агрессивные планы, готовясь к войне против России и Китая» (из показаний генерал-майора японской армии, начальника Японской военной миссии в Харбине Акикуса Сюн).

3 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1667 от 3 дек. 2004

Во Владивостоке снят документальный фильм о японской контрразведке

«Япония издавна вела агрессивную внешнюю политику в отношении СССР и Китая, стремясь путем войны и территориальных захватов установить свое господство в Восточной Азии. С этой целью еще в 1904 году Япония, напав без объявления войны на русский флот в Порт-Артуре, начала военные действия  против России, закончившиеся подписанием Портсмутского соглашения, по которому государство Ниппон получило южную часть острова Сахалин и Порт-Артур. Не довольствуясь этим, Япония в последующие годы продолжала строить агрессивные планы, готовясь к войне против России и Китая» (из показаний генерал-майора японской армии, начальника Японской военной миссии в Харбине Акикуса Сюн).

На первый взгляд, чем не цитата из сегодняшней газетной публикации? Вопрос территорий для России более чем актуален. Но приведенный текст – это начало нового документального фильма «Кан Току Эн (особые маневры Квантунской армии)», который снят на Приморском телевидении. Материала более чем достаточно - автор фильма Федор Гурко, как говорится, «сидит в теме» давно и плотно.

Когда возник интерес к истории города и края, неразрывно связанной с конфликтами с восточными соседями, сейчас Федор вряд ли ответит. Во всяком случае, обычному городскому мальчишке всегда хотелось знать побольше об уже известном.

Первый свой репортаж он сделал в 1988 году, когда откапывали батарею Безымянную (сегодня музей «Владивостокская крепость»). Потом журналистская профессия забрасывала его в разные уголки Приморского края, в места былых горячих сражений. Параллельно Федор работал с архивными материалами ФСБ – здесь, в Приморье, и в Центральном архиве в Москве. Порой случались открытия неожиданные. В процессе работы над книгой «Честь и верность» (к 70-летию военной контрразведки Тихоокеанского флота 1932-2002 гг.), вышедшей в 2002 году в издательстве «Русский остров», Федор Гурко нашел сведения об одной из дочерей Янковского Татьяне. Мирно проживавшая в Санкт-Петербурге Татьяна Янковская в свое время обвинялась в шпионской деятельности против Советского Союза, несколько лет провела в лагерях. Завербовал шпионку японский полковник Минадзума, чьей деятельности, собственно, и была посвящена часть исследований. Неугомонный Федор отправился в командировку в Санкт-Петербург, чтобы лично встретиться с Татьяной. Итогом встречи стала публикация в «В» о «шпионке Янковской».

Но и газетные публикации, и книга «Честь и верность» оказались лишь этапами в работе с архивными материалами. «Я понял, что очень много информации об отношениях между Японией и Россией в первой половине ХХ века остается неисследованной. В то же время эти материалы могли бы пролить свет на то, что происходит в политике сегодня».

Действительно, публикаций на эту тему, рассчитанных на широкую аудиторию, единицы. В местных изданиях в том числе. Федор приводит в пример один из выпусков журнала «Русский остров», где неожиданно для себя нашел материал о личном секретаре-референте императора Пу И, являвшемся резидентом русской разведки. Он еще жив, живет в Хабаровске. «Но это все же частные истории, жизнь конкретного человек, - говорит Федор. - Я же попытался в своем фильме обобщить сведения и показать картину подготовки к войне с Японией в СССР».

Документальное кино – это прежде всего достоверный видеоматериал. Автор фильма использует архивные фотографии и документальные кадры периода 1935-1945 гг. (Владивосток и Маньчжурия), натурные съемки на границе и заставах Приморья сегодня, приглашает в кадр участников и свидетелей событий.

В эти дни большую часть рабочего времени Федор Гурко проводит в монтажной студии: фильм должен выйти на экран в ближайшие дни.