Заплатить на месте
В последние годы отношения между автомобилистами и гаишниками перешли на рыночные рельсы. Нарушители без малейших колебаний отдавали автоинспектору заранее заготовленный полтинник, а «товарищ старший сержант» возвращал водителю его права. Процесс этот, как правило, сопровождался заполнением малюсенькой синенькой квитанции, но она совсем не гарантировала, что ваши деньги попадут в местный бюджет. Впрочем, довольно часто оплата штрафа - в целях «экономии времени» - и вовсе обходилась без этой бумажной волокиты. Ты мне деньги - я тебе права.
С Уголовным кодексом не шутят
В последние годы отношения между автомобилистами и гаишниками перешли на рыночные рельсы. Нарушители
без малейших колебаний отдавали автоинспектору заранее заготовленный полтинник, а «товарищ старший сержант» возвращал водителю его права. Процесс этот, как правило, сопровождался заполнением малюсенькой синенькой квитанции, но она совсем не гарантировала, что ваши деньги попадут в местный бюджет. Впрочем, довольно часто оплата штрафа - в целях «экономии времени» - и вовсе обходилась без этой бумажной волокиты. Ты мне деньги - я тебе права.
Разумеется, гаишное начальство о таких дорожных расчетах знало и пыталось хоть как-то с ними бороться. Для этой цели в ГИБДД даже были созданы «телефоны доверия», но заметного эффекта они не дали. Главным образом потому, что принцип «ты - мне, я - тебе» устраивал не только стражей правопорядка, но и водителей. Поэтому жаловались они лишь в самом крайнем случае - когда сумма, запрошенная автоинспектором, превышала финансовые возможности нарушителя.
Помимо начальства борьбу с нечистыми на руку инспекторами ДПС вели по мере сил и возможностей и сотрудники отделов профилактики. Или, как их еще называют, собственной безопасности. Периодические проверки самых проблемных постов ДПС заканчивались, как правило, служебными расследованиями, вынесением выговоров и даже увольнением пойманных с поличным гаишников.
Впрочем, поколебать устоявшиеся рыночные отношения между водителем и рядовым гаишником они не могли. Ведь старый закон допускал передачу денег из рук в руки. Ну а чем именно эти деньги являлись - взяткой или оплатой штрафа, - выяснить было крайне трудно.
С введением в действие два года назад нового Административного кодекса любая передача денег на дороге стала квалифицироваться исключительно как взятка, поэтому и бороться с этим явлением стало проще. Но самое интересное, что руководство ГАИ решило воевать не только с инспекторами-взяточниками, но и с водителями, эти взятки дающими. Свидетельством тому является уголовное дело, возбужденное недавно московской милицией в отношении некоего Ильдара Бичарова. Данного господина обвиняют в том, что он пытался дать взятку двум работникам ГИБДД, находившимся при исполнении служебных обязанностей.
А дело было так. Ильдар Бичаров пересек на своей машине двойную сплошную линию разметки и выехал на полосу встречного движения. Это нарушение было замечено сотрудниками ГИБДД Западного округа Москвы. Они остановили водителя и пригласили его в машину для составления протокола.
Как объяснял потом нарушитель, инспектор слишком медленно составлял протокол и при этом объяснял водителю, что он совершил очень серьезное нарушение и за это положен большой денежный штраф (на самом деле от 300 до 500 рублей или лишение прав на два-четыре месяца).
В ответ на это водитель предложил «заплатить штраф на месте». Работники ГИБДД после этого начали выяснять, что он подразумевает под предложением расплатиться на месте. И, разумеется, выяснили. После этого водитель был задержан работниками местного ОБЭП, так как машина была напичкана всевозможными «жучками».
В итоге водителю предъявлено обвинение в даче взятки должностному лицу, что грозит ему наказанием по статье 291 (ч. 2) Уголовного кодекса. А это либо штраф в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение свободы на срок до восьми лет.
Хотя еще неизвестно, что в данном случае лучше: «срок» (скорее всего условный максимум на год-два) или стотысячный штраф! И все это из-за желания решить 500-рублевую проблему не через банк, а на месте. Так что прежде чем предложить гаишнику стольник, подумайте, а не превратится ли он для вас в 100 тысяч. А то и в окно в клеточку. Тем более что в Приморском крае водителей «на даче взятки» сотруднику ГИББД уже тоже ловили...
Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»