Голливуд на Тихом океане, или Что подсказывает актерская интуиция
В свое время режиссер Эльдар Рязанов назвал Ольгу Волкову своим талисманом. На что актриса реагировала с иронией: какой талисман - собственную жизнь не всегда получается устроить! Но действительность всегда опровергала эту иронию. Талисманом Волкову считают ее близкие, помогать которым - жизненное кредо актрисы. И даже Владивостоку в недавнем интервью Ольга Волкова напророчила великое будущее.
В свое время режиссер Эльдар Рязанов назвал Ольгу Волкову своим талисманом. На что актриса реагировала с иронией: какой талисман - собственную жизнь не всегда получается устроить! Но действительность всегда опровергала эту иронию. Талисманом Волкову считают ее близкие, помогать которым - жизненное кредо актрисы. И даже Владивостоку в недавнем интервью Ольга Волкова напророчила великое будущее.
- Говорят, сегодня театр - это развлечение, зрелище, напрочь лишенное глубины. Как вы, потомственная актриса, ученица талантливейшего педагога Карогодского, не один год игравшая у Товстоногова в БДТ, относитесь к нынешней легковесности?
- Как к этому относиться?.. Мне кажется, важно, чтобы зритель был самоотверженный. Если смеется, то от души. Если плачет, тоже. Главное, чтобы оставались те, кто вообще хочет идти в театр. Ведь сегодня очень изменилось время...
- В Петербурге вы играли в репертуарных театрах, в Москве заняты только в антрепризных спектаклях, которые часто упрекают в низком качестве. Почему?
- Вот я сказала, что жизнь очень изменилась. Но для большинства актеров она вовсе не изменилась. Жить на зарплату актера нельзя. Правда, так же получают и врачи, чтобы быть справедливой. Но я не могла больше жить на свою зарплату. Представьте себе репертуарный театр, в котором 80 человек. Они не могут быть все одинаково заняты. Это совпало с некоторым профессиональным кризисом. Стало как-то скучно. А тут меня пригласили в Москву, где огромное количество антрепризных постановок, которые позволяют все время работать, быть занятой. Ведь быть востребованной и занятой - разные вещи. В Питере я была вполне востребована - звание народной получила там. Но Москва - это совсем другое. И позвали меня туда обстоятельства меркантильного характера. Так сложилось, что в своей семье я главный добытчик. Антреприза и дает мне эту возможность.
- В Москве вы себя не чувствовали провинциалом в столице? Переход в другое творческое пространство редко совершается безболезненно…
- Я не считаю Питер провинцией. Отношение москвичей к любому другому городу России - это не показатель. Вряд ли город, который долгие годы был духовным и интеллектуальным центром России, имеющий театральные традиции, можно считать провинцией. А потом я всегда и везде устраиваюсь так, чтобы мне было комфортно, то есть переношу свой дом, его атмосферу в то место, в котором нахожусь. Питер меня сформировал, но теперь мой дом в Москве.
- Кто его обитатели?
- Сейчас это мой муж, мой сын и его жена, мой внук, который родился три месяца назад.
- Ольга Владимировна, вас долго мучили по поводу развода вашего сына с актрисой Чулпан Хаматовой. Всем хотелось знать, почему распался звездный брак и нет ли в этом вашего участия. Что сейчас?
- Некоторые СМИ в силу отсутствия культуры подслушивали, подсматривали и занимались полным безобразием. Почему-то некоторые никак не хотят понять, что актеры живут по тем же жизненным законам, что и обычные люди - слесари, инженеры, строители. Так же женятся и разводятся, так же воспитывают детей. Кто-то это делает удачно. Кто-то нет. Но зачем подглядывать в замочную скважину? Что интересного? Я и Чулпан всегда закрывались от вопросов. Но журналисты желтых изданий находили возможность выудить какую-то информацию у соседей. А совершенно недавно, когда спустя два года после развода нашу семью прополоскали в «Комсомолке», я устроила расследование. Нашла редактора отдела, который инспирировал фотосъемку из чужих окон, нашла молодую журналистку, которая использовала лживую информацию... В принципе, можно было подать в суд, чтобы защитить не себя даже, а детей. Ведь они тоже затронуты. Но я не стала пачкаться. Мы с Чулпан поддерживаем отношения, как и любые нормальные люди, находившиеся в родственной связи. А то, что мне не удается часто видеться с ребенком...… В силу заполошенности нашей жизни - я и Чулпан часто бываем на гастролях - мы не всегда можем организовать эти встречи. Сегодня чаще видишься с тем, кто ближе живет. К сожалению.
- А в новой семье Ивана вам удается быть бабушкой?
- Прежде всего я бабушка-спонсор. И еще моя обязанность гулять с внуком. Мне дико повезло, что я могу с ним гулять. На остальное не хватает времени: театр, быт, который тоже я поддерживаю сама, поскольку приглашать кого-то в помощь - роскошь для меня.
- Мысль оставить все это, не жить суетно, не работать столько не приходила?
- Этот вопрос, конечно, возникал. Но не загруженность тому причиной. Просто скучно становилось, в театре, если тебе скучно, работать не будешь. Не получится. Но театр никогда не насыщал меня в той степени, в какой он должен насыщать актрису. Я всегда интересовалась чем-то еще: психологией, литературой, музыкой. И мне не составляло труда куда-то нырнуть, если вдруг становилось некомфортно в театре. Что касается того, чтобы не работать столько... Могла бы, если бы кто-то содержал мою семью. Когда все время латаешь какие-то дыры в бюджете, когда все время прорыв - тяжело. Но... Так живут все, то есть подавляющее большинство россиян. Мне не хочется себя отделять от этого большинства. Я не завидую богатым по прагматическим соображениям. Да, мне хотелось бы жить за городом и иметь дом, в котором бы поместилась вся моя семья. Но сразу же задумываешься о том, кто это все будет охранять. Иметь достаток в России - значит бояться. Я даже когда с внуком иду гулять в близлежащий лесок, беру пустую бутылку в руки, потому что в кустах меня может ожидать какой-нибудь чикатило или наркоман. Криминальная страна, в которой ни на что нельзя надеяться. Поэтому я не мечтаю о богатстве, просто хочу жить сытно и не иметь долгов.
- Вы сами себя назначили на роль главы семьи? Ведь говорят, что человек по большому счету живет так, как он хочет…
- Так сложилось, что мой муж (он художник) перенес два инфаркта, у него была операция на сердце. Он занимается живописью, читает книги... Сын еще не начал зарабатывать. Он очень талантливый актер, нестандартный, и я не могу его ломать, заставляя сниматься в том кино, которое приносит деньги.
- Ольга Владимировна, вы, как никто другой знающая всю изнанку профессии, не отговаривали Ивана от выбора?
- Наша профессия (кстати, как и журналистика) - это избыточная энергетика. Так вот, если не заниматься ею, то этот избыток разорвет тебя на части. Это избыточное любопытство, избыточный интерес к жизни. С этим надо что-то делать...… В свое время мне родители - тоже актеры - говорили: что ты делаешь?! Актер - это разрушенный дом, это жизнь без семьи...… Но меня это не остановило. Я, в свою очередь, Ваню не отговаривала, моя задача в том, чтобы помочь ему. Конечно, мы спорим дома, чья очередь выносить мусорное ведро. Но потом как-то договариваемся. Надо как-то укладывать коммунальные амбиции, кому-то надо давать фору. Так вот, сейчас я даю фору моему сыну. Он правда очень талантливый актер, он не может сниматься в бандитских фильмах. Ваня - романтический герой. Вот сейчас у вас, в фестивальной программе, был фильм Павла Руминова «Ключевое действие» (вашего земляка, кстати), почему-то не включенный в конкурс. Удивительная лента! Говорю не только я. Я была на «Кинотавре», когда кинокритики лопнули от восторга, увидев этот фильм. Руминов невероятно талантлив. Ваня снимался в этом фильме. Что-то они с Руминовым собираются делать дальше. Но это завтрашний день. И я, твердо усвоив, что таланту нужно помогать, просто даю возможность сыну идти в этот завтрашний день.
- Вы человек, крепко стоящий на земле. Ваш сын - романтический герой. Почему такая разница?
- Как рождаются люди? Каждый приходит уже сложившимся. Вот я взяла свою внучку в Сочи, пыталась что-то вложить в нее, объяснить, почему не надо красить губы в 14 лет, почему еще рано говорить про мальчиков... И совершила сто педагогических ошибок. Она на это отреагировала мудро: «Бабушка, тебе легко так говорить, потому что это твой характер. А у меня другой». Люди рождаются с неким характером, большая ошибка - заставлять действовать по нашему образу и подобию. Помните, Пьеха пела: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу...». Нельзя придумывать своих детей.
- А как же ваши собственные желания? Так и останутся несбывшимися?
- Мои желания лежат больше в бытовой плоскости. В остальном... Конечно, я не хотела бы так много работать. Актер должен наполняться, восстанавливаться, а на это нужно время. Потом у меня лежит книжка, которую я не дописала, тоже нет времени. Я назвала ее «Ракурс», о моем доме, о моей семье. У меня семья с потрясающей родословной...… Я даже посвящение придумала - тому из моих внуков или правнуков, который еще не родился, но которому будет интересно знать о нашем времени... Еще придумала азбуку с названием предметов, которые уходят из жизни. Мне кажется, такая книга важна, потому что от нас не останется ни писем, ни воспоминаний. Ведь сегодня пишут по электронной почте, говорят по мобильному телефону. Все становится виртуальным….
- Но сцена-то продолжает оставаться реальной…
- Это вечное. И это то, что будет жить... Между прочим, у Владивостока в этом отношении большое будущее. Без всяких шуток. У меня добрый глаз и хорошая интуиция, когда-нибудь Владивосток будет вторым Голливудом, огромным культурным центром. Сюда будут съезжаться актеры и кинематографисты, творческие коллективы. Все это будет, надо только подождать...
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»