«Восточная Сибирь – Тихий океан»: новая ось развития
В Государственной экологической экспертизе России находится на рассмотрении проект, реализация которого определит пути и темпы развития нескольких крупнейших российских регионов, в том числе Приморья. Речь идет о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Трасса, по словам заместителя гендиректора Института географии СО РАН Александра Антипова, «должна стать осью территориального развития страны».
В Государственной экологической экспертизе России находится на рассмотрении проект, реализация которого определит пути и темпы развития нескольких крупнейших российских регионов, в том числе Приморья. Речь идет о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Трасса, по словам заместителя гендиректора Института географии СО РАН Александра Антипова, «должна стать осью территориального развития страны».
МЕНЯЕМ ЕВРОПУ НА АЗИЮ
То, что проект, подготовленный компанией «Транснефть», действительно имеет серьезное геополитическое значение для страны, подтверждается включением его в «Энергетическую стратегию России до 2020 года». Трубопровод протяженностью более 4 тыс. км, пролегающий по маршруту Тайшет – Казачинское – Сковородино – Хабаровск – бухта Перевозная (Амурский залив, побережье Японского моря), откроет России путь на рынок энергоресурсов Азиатско-Тихоокеанского региона. По мнению президента Института энергетической политики Владимира Милова, именно это направление становится для нас в настоящее время наиболее перспективным: работать в Европе становится все трудней. «Нас постепенно будут оттуда вытеснять. Уже сейчас появились ограничения на проход танкеров через Балтику. Нам нужна качественно иная транспортная инфраструктура, нужен выход в океан. Мне кажется, нам нужно остановиться с дальнейшим расширением схем транспортировки нефти на европейском направлении. Это проекты второго эшелона по сравнению с главными проектами – выходом в океан на Дальнем Востоке и выходом в Баренцево море», – считает Милов.
По оценкам экспертов, АТР сейчас – самый динамично развивающийся сегмент мирового рынка нефти и нефтепродуктов. В настоящее время на долю региона приходится почти треть потребляемой в мире нефти, причем ежегодный рост потребления составляет 9 проц. Проблема выхода России на рынок энергоресурсов АТР обсуждалась уже давно. Правительство рассматривало два возможных варианта такого выхода. Первый был предложен «ЮКОСом»: компания лоббировала прокладку нефтепровода от Ангарска (Иркутская область) до китайского города Дацин. Это означало, что Россия намертво привязывалась к одному потребителю – Китаю. Всю «прелесть» такой зависимости Россия уже испытала: газпромовский «Голубой поток» по дну Черного моря был построен в расчете на одного потребителя – Турцию, и когда турецкое правительство отказалось покупать газ по оговоренным заранее ценам, «Газпром» и российское государство понесли серьезные убытки.
Вариант «Транснефти» – проложить трубопровод от Ангарска до побережья Японского моря – выглядел куда более привлекательным: он изначально предполагал реализацию нефти из месторождений Западной и Восточной Сибири для всех государств АТР, включая Китай, а также на западном побережье США. Однако столь масштабный проект, затрагивающий интересы целых народов и связанный с решением серьезнейших экологических проблем, нуждался во всестороннем обсуждении как на федеральном, так и на региональном уровнях.
$11 МЛН. ЗА ЧИСТОТУ БАЙКАЛА
Центральное место в этих обсуждениях занял Байкал. По требованию Минприроды «Транснефть» изменила маршрут таким образом, чтобы не затрагивать заповедные водосборные зоны уникального озера и не приближаться к нему ближе, чем на 150 км. Место Ангарска занял Тайшет, а трассу было решено вести вдоль «забытой» Байкало-Амурской магистрали, а затем – вдоль Транссиба до бухты Перевозной в Приморском крае. В результате стоимость проекта возросла в несколько раз: если затраты на проект «Ангарск – Находка» оценивались в $5 млрд., то «Тайшет – Перевозная» «потянул» уже более чем на $16 млрд. Однако, благодаря тому, что нефтепровод практически на всем протяжении располагается вдоль железных дорог, появилась реальная возможность сократить сроки вывода сибирской нефти на рынки АТР: «Транснефть» и «Российские железные дороги» договорились о том, что часть пути нефть будет преодолевать по железной дороге.
Таким образом, введя в эксплуатацию начальный и конечный участки трубопровода, уже в 2006 году можно доставить в бухту Перевозную 10 млн. тонн сырой нефти. А в течение последующих шести лет по мере введения в строй новых участков трубы мощность транспортной магистрали увеличится до 80 млн. тонн (почти в два раза превысив первоначально планируемую).
Хотя в настоящее время проект «Транснефти» уже одобрили главы семи субъектов федерации, по территории которых пройдет нефтепровод, страсти вокруг проекта не утихают. Это и неудивительно: в сознании большинства людей сами понятия «нефтепровод» и «экология» слабо соответствуют друг другу. Между тем, по мнению экспертов, сегодняшний уровень развития технологий позволяет осуществлять такого рода проекты практически без ущерба для окружающей среды. А «Транснефть» – компания, которая делом доказала свою экологическую ответственность. Уже в 2002 году, реализуя проект «Балтийская трубопроводная система» (первый трубопроводный проект транснационального масштаба в современной России), она разработала, внедрила и сертифицировала в соответствии с международными стандартами систему управления окружающей средой (СУОС) на своих предприятиях. «В Приморске можно удить рыбу с любого причала, несмотря на то, что через него переваливается более 40 тыс. тонн нефти в день!» – заявил вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. Эти утверждения не голословны. В июне 2004 года президенту компании Семену Вайнштоку были вручены сертификаты соответствия СУОС всей «Транснефти» требованиям международного стандарта ISO 14001 в области эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта. Такие сертификаты – тем более когда речь идет о перевалке нефти на Балтике, внутреннем море Евросоюза – лучшее свидетельство соблюдения «Транснефтью» всех норм и требований экологической безопасности.
ПРОГРЕСС НЕ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
За последние четыре года затраты компании на природоохранные мероприятия увеличились в четыре раза, общая их сумма составила 2,4 млрд. рублей. Удельные выбросы в атмосферу сократились почти в пять раз, очистка балластных вод приблизилась к 100 проц. Были созданы «Транснефтью» и аккредитованы Госстандартом РФ 40 лабораторий экоаналитического контроля с численностью сотрудников более 500 человек.
Именно размещение в Перевозной конечного пункта нефтепровода стало одним из камней преткновения при обсуждении проекта. Неоднократно высказывались опасения, что в случае аварии уникальному природному комплексу бухты будет нанесен непоправимый ущерб. Однако эксперты считают, что использование современных технологий гарантирует безопасность флоры и фауны бухты. И не только бухты.
И все же согласно международной практике «Транснефть» предусмотрела и компенсационные выплаты за экологические риски: в Приморье они составят 758,6 млн. рублей (это более 50 проц. от общей суммы выплат по данной статье для всех регионов, по которым пройдет трубопровод).
«Экологические» выплаты – далеко не единственный источник пополнения регионального бюджета. «Реализация этого проекта будет иметь огромное значение для развития региона», – считает губернатор Приморья Сергей Дарькин. По мнению губернатора, общая сумма инвестиций за первые четыре года может достигнуть $1 млрд. Эти средства планируется направить прежде всего в социальную сферу. Кроме того, в процессе строительства и эксплуатации нефтепровода в крае появится более 2 тыс. рабочих мест, в том числе для молодежи (подготовкой инженеров соответствующих специальностей займется Дальневосточный государственный технический университет), будут созданы необходимые объекты инфраструктуры.
Новая «ось развития» может стать примером взаимодействия промышленников, экологов, властей и населения – взаимодействия, целью которого является улучшение качества жизни в регионах, укрепление экономической мощи страны и сохранение ее природных богатств.
Автор: Егор ТРУБНИКОВ, специально для «В»