Водный кризис
Много воды утекло через прорехи в водопроводе за год с сентября 2004-го, когда во Владивостоке начался водный кризис. Помните, было безводное лето, тайфуны обходили наш край стороной, и водохранилища к началу отопительного сезона наполовину опустели?
Много воды утекло через прорехи в водопроводе за год с сентября 2004-го, когда во Владивостоке начался водный кризис. Помните, было безводное лето, тайфуны обходили наш край стороной, и водохранилища к началу отопительного сезона наполовину опустели?
«Такой засухи не было уже 40 лет», - говорили в прошлом году старожилы-метеорологи. Что они скажут сегодня? Ведь ситуация повторяется, и осадков над водохранилищами Приморья выпало за апрель-август этого года ничуть не больше прошлогоднего.
А потому сегодня есть повод вспомнить, как начинался и развивался прошлогодний кризис. 3 сентября на совещании в краевой администрации заговорили о засухе и приняли решение ограничить подачу воды промышленным предприятиям, а также частично ввести режимное водоснабжение для населения Владивостока. Тогда же было заявлено, что в числе первоочередных мер по нормализации обстановки с водоснабжением краевого центра необходимо запустить в эксплуатацию Штыковский водозабор. 6 сентября губернатор края Сергей Дарькин имел беседу с вице-премьером правительства Яковлевым насчет того, что для окончательного решения проблемы водоснабжения Владивостока необходимо строить Пушкинскую депрессию. Дескать, проектно-сметная документация по этому объекту уже готова, стоимость строительства составляет нескольким больше миллиарда рублей, и все необходимые документы уже передаются в Москву на экспертизу.
Город в прошлом сентябре, как и сегодня, готовился к зиме – ремонтировались водоканализационные сети, как обычно, шла плановая реконструкция теплоцентралей, а потому у большей части жителей Владивостока то и дело не было в домах воды. Где горячей, где холодной, где вообще никакой.
Сегодня то же самое. Простая выборка из жалоб читателей «В» показывает, что на минувшей неделе не было горячей воды в домах на улице Ладыгина. Еле-еле – трехлитровая банка за полчаса – подается холодная вода в домах № 147 и 151 по проспекту Столетия. По ночам отключается холодная вода в домах по улицам Чкалова, Котельникова, практически нет горячего водоснабжения в зданиях на Эгершельде, в домах на улицах Борисенко, Сафонова и Интернациональной. Есть проблемы с водой на Днепровской, на Бородинской, Часовитина, Бестужева, в микрорайоне бухты Тихой, то есть практически везде. Конечно, можно это объяснить и горячим временем подготовки к зиме, и плановыми ремонтами, и неплановыми порывами изношенных водопроводных сетей. Но можно также провести вполне понятные аналогии с прошлым годом. Тогда власти тоже молчали-молчали, а потом вдруг бац – кризис: подача холодной воды на два часа через день, недовольство президента Путина, поголовное отключение горячей воды, приезд во Владивосток Николая Кошмана, постепенное подкл
ючение к горячей воде ряда микрорайонов, где стала гореть проводка, и ежедневные заседания штаба по преодолению чрезвычайной ситуации с водоснабжением юга Приморья. Сегодня власти опять молчат, совещаний не созывают, штабов не создают…
Правда, как вчера мне сообщили в краевой администрации, запасов в водохранилищах, находящихся в ведении «Приморского водоканала», на 16 сентября нынешнего года больше прошлогоднего примерно на 9 миллионов кубометров. К тому же введение в действие Штыковского, а также первой очереди Шкотовского водозаборов дает определенную возможность для маневра в водоснабжении.
- Ситуация с водой, конечно, сложная, но ни о каком чрезвычайном положении сегодня говорить не стоит, - твердо заявил главный знаток водных проблем Приморского края Сергей Соломенник.
Менее оптимистично настроен был вчера заместитель главы администрации города Владивостока Николай Пысь.
- Повторение прошлогодней кризисной ситуации возможно, но, правда, в более мягком варианте, - сказал он. – Но без введения режимного водоснабжения Владивосток скорее всего не обойдется. Запасов воды в водохранилищах маловато…
Необходимо отметить, что Владивосток своих муниципальных водохранилищ не имеет, а в этом году потерял и собственный водоканал. Еще весной бывшему мэру Владивостока Юрию Копылову был предъявлен жесткий ультиматум: либо клади на бочку более 300 миллионов рублей задолженности перед КГУП «ВКХ юга Приморья», либо отдавай муниципальное водоканализационное имущество краевому предприятию. Бывший мэр согласился, МУП «Водоканал» ликвидировали, долги с города списали, а «ВКХ юга Приморья» переименовали в «Приморский водоканал». Но главой этого нового краевого предприятия по-прежнему остается Александр Шишкин, успевший, правда, чуть-чуть поработать вице-мэром Владивостока и известный тем, что с прессой общаться не любит, а потому получить у него комментарий о ситуации с водоснабжением ничуть не проще, чем у господа бога, не желающего наслать на нас какой-нибудь многопотопный тайфун.
Правда, губернатор края Сергей Дарькин 18 августа имел возможность побывать на «Приморском водоканале» и попенять господину Шишкину, что на предприятии до сих пор не налажен учет использования горожанами питьевой воды. «Я считаю, что предыдущая администрация города не решала проблему утечек воды, возникающих из-за порывов, - сказал тогда губернатор. – В ближайшее время этот вопрос должен быть снят. Что касается количества воды, то ее сегодня достаточно. С вводом в действие Шкотовского водозабора запас еще больше увеличится, поэтому проблем с водой у жителей краевого центра не будет», - подчеркнул губернатор.
Очень хочется верить губернатору. Но проблемы с водоснабжением Владивостока уже есть. И есть опасения, что их скоро станет еще больше.
Как со строительством Пушкинской депрессии, например. Ведь после того как бывший вице-премьер Владимир Яковлев, который нынче возглавил вновь создающееся министерство регионального развития, поручил передать проект строительства Пушкинской депрессии на доводку институту «Союзводоканалпроект», стоимость освоения этого замечательного месторождения, как утверждают специалисты, почему-то сильно возросла. И если год назад считалось, что строительство водовода с этого месторождения можно было вытянуть где-то за полтора миллиарда рублей, то сегодня по смете выходит, что и трех миллиардов рублей на это дело уже не хватит. Может быть, потому, что половину денег в это строительство должен вложить краевой бюджет, а федеральный – вторую половину. И только после того, как раскошелится краевая казна? Кто это разъяснит сегодня людям? Мы можем все понять, потерпеть и отмобилизоваться. Но лучше до, чем после…
Автор: Ольга АКСАКОВА, "Владивосток"