Был белым и пушистым

Во время кинофестивалей, так уж повелось, в центре внимания - актеры, кинорежиссеры, продюсеры. Их встречают цветами и аплодисментами, журналисты и фотокоры не дают прохода. Кинокритики на фестивале – рабочие лошадки. Мужественно отсматривают сотни километров кинопленки, не позволяя себе вздремнуть даже на заурядном фильме. Их мало кто знает в лицо. Но чаще заочно недолюбливают. Работа такая!

9 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1619 от 9 сент. 2004

Во время кинофестивалей, так уж повелось,  в центре внимания - актеры, кинорежиссеры, продюсеры. Их встречают цветами и аплодисментами,  журналисты и фотокоры не дают прохода. Кинокритики на фестивале – рабочие лошадки. Мужественно отсматривают сотни километров кинопленки, не позволяя себе вздремнуть даже на заурядном фильме. Их мало кто знает в лицо. Но чаще заочно недолюбливают. Работа такая!

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен не пропускает кинофестивалей как отечественных, так и мирового значения. Приглашение на второй кинофестиваль «Меридианы Тихого» воспринял с интересом.

- И должен отметить, - говорит Виктор, - я не разочарован! Отличный подбор фильмов. Чувствуется, что за этим стоит хорошая, толковая команда организаторов. Главное, нет налета провинциальности.  Быть может, я бы на их месте не рискнул брать в конкурсную программу заведомый шедевр (таким фильмом Матизен считает ленту «Весна, лето, осень, зима..» корейских кинематографистов). С таким фильмом сложно конкурировать. Но работа критика заключается не столько в прогнозах: кто возьмет главный приз. Мне интересно отслеживать новые тенденции мирового кино.

- Это возможно только на кинофестивалях?

- Благодаря работе отборочных комиссий, которые отсеивают все мутно-коммерческое и оставляют арт-хауз, есть гарантия, что именно на фестивале можно увидеть доброкачественный продукт.

- Сколько фильмов в год надо отсмотреть, чтобы не пропустить новое явление?

- Дело не в количестве. Надо просто ощущать степень новизны – мышления, дыхания, наглости, с которой режиссер переворачивает все с ног на голову, и это становится потом законом для других. И если режиссер обладает энергией, чтобы превращать буржуазные ценности в единицы ритма, то он первый.

- Может ли для молодежи наше кино стать столь же интересным, как американское?

- Тут уместно вспомнить, что у нас нет как такового детского кино. Без компьютерных технологий это уже невозможно. Определились критерии восприятия с «помощью» того же  Гарри Поттера. «Сдох» «Союзмультфильм». И это в то время, когда анимация в таком фаворе. У нас этим занимаются в частном порядке. А помимо американского кино есть масса других мощных, достойных кинофильмов, сделанных кинематографистами Европы и Азии.

- Известно, что кинодеятели  вашего мнения побаиваются. А на «Кинотавре» в шутку прозвали «желчным пузырем кинофестиваля»...

- (смеется) Здесь я нахожусь в ином состоянии души. Не буду повторяться, оценивая подбор фильмов, говорить о тонкостях маститых фестивалей. Возможно, молодому кинофестивалю «Меридианы Тихого» удастся избежать стереотипов и в дальнейшем.

- На ваш взгляд, что стало фишкой приморского кинофестиваля?

- Да сам город! Он прекрасен с высоты обзорной площадки, с борта прогулочного катера, из окна автомобиля. К сожалению, не было возможности побродить по улицам. И действительно напоминает Сан-Франциско. Кажется, первым это приметил Никита Хрущев.

- Приморцам предстоит научиться гордиться тем, что фестиваль «Меридианы Тихого» не разовое мероприятие.

- Знаете, эти разговоры о том, что подобные пышные праздники выглядят «пиром  во время чумы», скоро утихнут. «Чума» принимает затяжной характер, и надо продолжать жить полноценной жизнью. В этом есть здравый смысл.

ДОСЬЕ "В" 

Родился 19 февраля 1949 г. в Ленинграде.

Окончил механико-математический факультет Новосибирского государственного университета.  Преподавал математику в средней школе. Работал сборщиком папоротника, канализационным рабочим, фасадчиком. Окончил заочное отделение киноведческого факультета ВГИКа.

Работал в журналах «Кино-глаз», «Искусство кино», Premiere, «Огонек», в газетах «Новое русское слово», «Общая газета». Автор более 500 рецензий, статей, интервью и информационно-аналитических материалов по вопросам кино и телевидения.