Как разложится бюджетный пасьянс?
В будущем году доходы городского бюджета могут возрасти на пять миллиардов рублей.
В будущем году доходы городского бюджета могут возрасти на пять миллиардов рублей.
Бюджет Владивостока на 2004 год наконец-то вымучен. Город может законно тратить деньги. Однако доходов в городской казне, как известно, куда меньше, чем необходимых расходов, а потому принимали его депутаты, как говорится, скрепя сердце. Но, как мы знаем, еще в ходе предвыборной кампании Владимир Николаев опубликовал в программном документе для широкой публики свое видение бюджетной политики во Владивостоке, в которой определил четыре главные задачи. Первая - увеличение доходной части бюджета города за счет развития бизнеса и вывода его из тени. Вторая - сбалансированность и бездефицитность городского бюджета, то есть планирование расходов по имеющимся доходам. Третье - заключение долгосрочного договора с краевыми властями о принципах взаимовыгодных межбюджетных отношений и, наконец, жесткий контроль расходования бюджетных средств для того, чтобы пресечь злоупотребления и воровство чиновников. Понятно, что бюджет-2004, принятый в первом чтении еще в феврале, никаким глобальным изменениям подвергнуться уже не мог. А вот верстка бюджета будущего года ведется по новым правилам. Сегодня проектные параметры бюджета-2005 мэрия Владивостока уже защищает в краевой администрации.
СКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ
Известно, что бюджеты пополняются в основном за счет налогов. В 2004 году все налоговые доходы городского бюджета должны составить 2410335 тыс. рублей. Из них самым весомым является налог на прибыль - один миллиард семьсот тридцать миллионов рублей, в котором доля налога на доходы физических лиц составляет почти миллиард шестьсот шестнадцать миллионов. А вот налоги на прибыль организаций принесут бюджету города в нынешнем году чуть более 115 миллионов рублей. Сущие «копейки» - 37,8 млн. руб. и 26,8 млн. рублей дадут Владивостоку соответственно акцизы и налоги с продаж. Собранные налоги на совокупный доход - еще почти 162 млн. руб., а на имущество физических лиц и предприятий принесут казне города еще почти 280 млн. рублей. Немногим более 80 миллионов - платежи за пользование природными ресурсами, и более 92 миллионов - все прочие налоги, пошлины и сборы.
Город может также получать так называемые неналоговые доходы, например, от сдачи в аренду муниципального имущества, включая землю, а также от деятельности муниципальных предприятий. Совокупно эта статья доходов даст городской казне немногим более 303 миллионов рублей. Причем почти две тысячи муниципальных предприятий и учреждений Владивостока принесут городской казне примерно 5,5 млн. рублей, или чуть больше двух тысяч рублей в год каждое.
Согласитесь, есть определенное поле деятельности для новой городской администрации для изыскания резервов...
И, как стало известно «В», администрация Владимира Николаева сегодня активно эти резервы изыскивает.
РЫЧАГИ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Например, в бюджете Владивостока 2005 года по сравнению с нынешним годом планируется более чем в два раза увеличить статью дохода от налога на прибыль, доведя ее до 3,5 млрд. рублей. За счет чего? Во-первых, за счет вывода большей части городского бизнеса из тени, а во-вторых, фактической ликвидацией «черных» схем выплаты зарплаты. Сегодня все фирмы Владивостока, включая вещевые и продовольственные рынки, уже оповещены о необходимости представить в администрацию города данные о количестве своих работников и сведения об их заработной плате. Перефразируя известную ленинскую фразу, можно сказать, что жить в городе и быть свободным от городской администрации нельзя, а значит, рычаги воздействия у власти на тех, кто уклоняется от уплаты налогов и честного заработка, всегда найдутся.
Более чем в три раза в бюджете будущего года планируется увеличить поступления от налогов на имущество. В первую очередь имущество предприятий. Уже предварительные данные широкомасштабной ревизии, проводящейся в городе, показали, что довольно большое число собственников имущества значительно занижает его стоимость, а то и вообще никак свою собственность в платежных документах не фиксирует. До 323 миллионов, или почти в пять раз больше, чем в этом году, бюджету могут дать поступления от лицензионных и регистрационных сборов, а также налогов на товары и услуги, производимые во Владивостоке. И тоже во многом за счет скоординированной совместной деятельности городской администрации с налоговыми и правоохранительными органами. Ведь не секрет, что теневой бизнес, особенно в торговле, во Владивостоке чрезвычайно распространен. Стоят неизвестно кому принадлежащие палатки, киоски и даже целые магазины, которые находятся «под крышей» неких структур и чиновников, и, разумеется, никаких налогов, сборов и аренд не платят.
- Почему было трудно навести санитарный порядок во Владивостоке? - говорит помощник главы городской администрации Юрий Молочный. - Потому что большинство решений о выделении помещений и земель в аренду принималось наверху. Городские службы порой месяцами не могли найти таких арендаторов. А когда находили, то сверху часто следовал окрик: «Этого не трогайте!».
Нынешняя администрация, насколько известно, печется не о своем кармане, а о городском, поэтому шанс навести всем понятный порядок у нее есть. А значит, будут у города и дополнительные доходы. Кстати, по расчетам финансистов Владимира Николаева, доходы от использования муниципальной собственности - аренда помещений и земли - могут дать Владивостоку не 303 миллиона в год, как сейчас, а почти два миллиарда рублей, да и платежи от государственных и муниципальных организаций могут быть увеличены на порядок. Конечно, точные параметры бюджета Владивостока на 2005 год пока еще разрабатываются, но первоначальные прикидки показывают, что доходы города могут достигнуть более восьми миллиардов рублей против 3,5 миллиарда, утвержденных на нынешний год. Прибавка в пять миллиардов за год только на первый взгляд выглядит фантастически. На самом деле, если заглянуть на несколько лет назад, можно убедиться: если бы управление городом осуществлялось грамотно, именно такие доходы и должны были быть у Владивостока. К примеру, в 1999 году согласно официальным отчетам доходы городского бюджета составили 4622,6 млн. рублей, в 2000 году - уже 5256,7 млн. рублей. Если бы тенденция зарабатывания денег для города сохранилась, то к 2005 году выйти на восьмимиллиардные доходы было бы вполне реально. Тем более что, по данным налоговых органов, общесуммарный сбор налогов в краевом центре в 2003 году составил более 11 миллиардов рублей.
Собирать-то собирает, скажет искушенный в публикациях на бюджетную тему читатель, да вот не отберет ли себе львиную долю всех доходов городского бюджета край? Известной болевой точкой администрации Копылова последние годы являлась именно эта - при утверждении краевого бюджета запросы Владивостока на доходы всегда урезались. А знаете почему? Потому что бюджет города всегда утверждался и принимался уже после того, как работа над краевым бюджетом заканчивалась. Нынешний состав депутатов городской думы и новая администрация Владивостока в этом году планируют сработать на опережение. По сути работа над версткой бюджета 2005 года уже идет вовсю. И в сентябре, как заявил председатель городской думы Виталий Субботин, депутаты готовятся к первой читке законопроекта. И если депутаты проявят такую же сознательность и оперативность, как при принятии бюджета-2004 во втором и третьем чтениях, то есть шанс, что Владивосток утвердит свой бюджет гораздо раньше, чем будет принят бюджет края. И урезать что-либо в нем депутатам краевого Законодательного собрания будет уже проблематично.
ДРУЖИТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВРАЖДОВАТЬ
К тому же большинство расходов, вносимых сегодня в бюджет-2005, будет осуществляться по целевым программам, в реализации которых одинаково заинтересованы и мэр Владивостока, и губернатор Приморья. Не случайно ведь они совершают теперь еженедельные вояжи, знакомясь с наболевшими проблемами краевого центра. Им понятно, что расходы на приведение в порядок жилищно-коммунального хозяйства города должны быть куда больше запланированных 229 миллионов рублей в бюджете-2004. Предполагается, что в будущем году на эти цели расходы будут удвоены, а расходы на модернизацию коммунального хозяйства почти утроены. Значительно планируется увеличить в бюджете-2005 расходы на городское здравоохранение и развитие физкультуры, которая и обеспечивает здоровый досуг детям и взрослым Владивостока. В нынешнем году на эти цели отпущено 603,5 млн. рублей, а в будущем, возможно, расходы превысят полтора миллиарда рублей. В рамках этой расходной статьи, в частности, планируется значительно укрепить материальную базу и усовершенствовать работу ряда муниципальных медицинских учреждений. В частности, на программу развития «Скорой помощи» в этом году выделено в бюджете 11,5 миллиона рублей, а на 2005 год планируется внести в расходную часть бюджета 172 миллиона. Минимум в полтора раза планируется увеличить по сравнению с нынешним годом расходы на социальную помощь и специальные мероприятия по поддержке малоимущего населения Владивостока. Ожидается, что примерно в три раза возрастут расходы на молодежную политику и в два раза - на образование. Впрочем, были бы деньги, а куда их потратить - всегда найдется. Если, конечно, помнить, что городские финансы - это общественные средства всех горожан и расходоваться они должны именно для улучшения жизни каждого жителя Владивостока.
КОММЕНТАРИЙ
Виталий Субботин, председатель думы города Владивостока:
- Убежден, что действия новой городской администрации, направленные на увеличение доходной части городского бюджета за счет развития бизнеса, вполне оправданны и принесут хорошие результаты. Я сам пришел в думу из бизнеса и знаю, что большинство предпринимателей готовы к тому, чтобы легально платить налоги и заработную плату своим работникам. Они понимают, что таким образом в казне города будет больше денег, а значит – меньше негласных поборов, которыми привыкли обкладывать бизнес.
Автор: Ольга АКСАКОВА, «Владивосток»