Кто желает изъятое масло?
Пять лет назад в России была официально создана служба по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства.
Пять лет назад в России была официально создана служба по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства.
А в Приморье, как в Москве и Санкт-Петербурге, такой орган действует уже целое десятилетие. Рассказывает начальник управления по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке краевого УВД Анатолий РЕЗНИЧЕНКО:
- В 1994 году с согласия министерства внутренних дел и по решению начальника краевого УВД в Приморье был создан отдел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке. Два года назад его реорганизовали в управление. В состав службы входят пять межрайонных отделов по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке: Владивостокская оперативная зона, Уссурийская, Лесозаводская, Находкинская и Арсеньевская. Штат управления вместе с инспекторами по исполнению административного законодательства на сегодняшний день составляет более трехсот человек.
Справка «В»
За первое полугодие 2004 года управлением было проведено более 27 тысяч проверок. Из них 3483 - совместно с другими контролирующими органами (СЭС, торговая инспекция, налоговая инспекция). За это время было выявлено 18218 правонарушений. Возбуждено 1097 уголовных дел. Изъято материальных ценностей на сумму 58 тыс. 868 рублей. Изъято более 30 тыс. литров алкоголя, выявлено более 100 мест незаконного розлива. Ряд материалов был передан в прокуратуру.
- Анатолий Николаевич, нам известно, что, несмотря на столь неплохие показатели, недавно недовольство работой вашего управления высказал вице-губернатор Николай Королев. С чем это было связано?
- Я думаю, претензии его были совершенно справедливы. Вице-губернатор критиковал управление за показанные низкие результаты в борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции на территории края, а также с торговлей несертифицированной продукцией в краевом центре, да, собственно, и в других городах. Народ травился и травится суррогатным алкоголем сплошь и рядом. К примеру, в этом году смертельных случаев от употребления алкоголя сомнительного происхождения было зарегистрировано больше, чем в прошлом. Каждый второй-третий киоск, особенно в ночное время, торгует поддельной водкой. Такое положение дел нельзя считать нормальным, и поэтому все критические замечания мы принимаем. Еще одно указание было сделано на то, что в местах массового отдыха населения, особенно сейчас, в летнее время, продаются спиртные напитки, в том числе и поддельные, что категорически запрещено. Но порядок мы наводим. Для этого созданы специальные группы. Постоянная группа работает на Спортивной набережной. Там ежедневно изымают так называемую «отвертку», другие слабоалкогольные напитки. А вот торговля пивом разрешена, так как пиво не относится к спиртным напиткам. Создана постоянная группа контроля на Шаморе, где сейчас наблюдается большой приток иногородних граждан. К сведению, в том районе ежедневно выявляется более десяти правонарушений. Заводятся и уголовные дела.
- Но создается такое ощущение, что незаконная торговля алкоголем возобновляется вновь и вновь…
- Потому что это очень выгодный бизнес. Наше дело - только составлять протоколы. А вот рассматривать их - запрещено законом, хотя раньше мы и этим занимались. Рассмотрением сейчас занимаются другие контролирующие органы: налоговая, торговая инспекции. И те штрафы в 2-3 тысячи рублей, которые налагают на нарушителей, при оживленной торговле в бойком месте окупаются буквально за полдня.
- Наверное, стоит пересмотреть систему штрафов…
- Да, я с этим согласен. На юридические лица налагается штраф в 30-40 тысяч рублей. Но, как правило, торговля идет без регистрации, без лицензии, в основном азербайджанцами и армянами. Это две категории, на которые наши правила, как они, видимо, сами считают, не распространяются. Вот такой торговый беспредел. И, конечно же, те мизерные штрафы, которые им приходится платить, своей цели, мягко говоря, не совсем достигают.
- С какой регулярностью проводятся рейды?
- У нас нет такого понятия, как регулярность. Мы работаем по жалобам, звонкам и сообщениям граждан. По статье 134 федерального законодательства контролирующие органы имеют право проверять одну и ту же точку один раз в два года. Но наше управление - исполнительный, а не контролирующий орган, и на нас этот закон не распространяется. Поэтому любая жалоба является основанием для проверки.
- Какое наказание налагается за торговлю продукцией с истекшим сроком годности?
- Раньше за торговлю просроченной продукцией, за обман потребителя был состав преступления по статье 200 Уголовного кодекса. С нынешнего года эту статью отменили. Обман потребителей теперь считается административным правонарушением. Но чтобы привлечь нарушителя по этим основаниям, необходимо сделать контрольную закупку. А наши сотрудники в отличие от оперативников - уголовного розыска, УБЭПа - делать контрольные закупки не имеют права. Об этом парадоксе знают все: и наш главк, и МВД. Надеюсь, что здравый смысл все же возобладает и изменения в законодательство на этот счет все же будут внесены. Из-за пробелов в законе мы просто не можем эффективно бороться с обманом потребителей.
- И, наверное, число таких преступлений растет?
- Да, из-за того, что уголовное наказание отменили, подобных преступлений стало больше. Ведь вы посмотрите: обманывают, обвешивают, обсчитывают, продают некачественный товар населению сплошь и рядом. И я считаю, что отменой статьи 200 в УК именно недобросовестному продавцу были развязаны руки. Тем не менее уголовные дела мы возбуждаем, административные правонарушения выявляем, показателей своих в отличие от большинства регионов России не снизили.
Если помните, пять лет назад во Владивостоке «левым» алкоголем торговали буквально средь бела дня, а сейчас - только в ночное время. Днем вы почти никогда не найдете в киосках поддельную водку. Порядок наводится. Но, наверное, медленно.
- Анатолий Николаевич, а куда девается конфискованный товар?
- Конфискация - это судебное решение. Мы же производим только изъятие. И изъятый продукт либо уничтожается, либо, если он качественный, реализуется той организации, которая имеет право на торговлю этим товаром. Алкоголь в большинстве своем уничтожается. А вот места хранения для качественного товара в крае, к сожалению, до сих пор не определены. У меня даже есть пустой служебный кабинет, куда приходится складировать изъятый товар до принятия решения судебными органами. В этом плане мы несколько отстаем от других регионов, где места хранения определены и даже имеется на то соответствующая лицензия. У нас же, к сожалению, отсутствуют места хранения и переработки. Буквально вчера этот вопрос поднимался на комиссии в администрации края. Был решен вопрос о выдаче лицензии и проведении тендера среди предприятий, и есть надежда, что до конца этого года места хранения и переработки изъятых продуктов будут определены. Администрация края этот вопрос взяла под особый контроль и пообещала помочь нашей службе с приобретением служебного автотранспорта.
Автор: Алла РУДЕНКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»