Взятки не гладки
О коррумпированности отечественных и приморских чиновников кто только чего не говорил. Два года назад «В» писал, что, по данным фонда «Индем», полученным в результате совместного с международной организацией Transparency International исследования, в России наиболее неподкупными оказались Башкортостан, Архангельская, Кемеровская, Тюменская и Ярославская области. По так называемому интегральному индексу оценки коррупции Приморский край в этом списке занял «почетное» четвертое место, пропустив вперед только Краснодарский край, Саратовскую область и Удмуртию. В целом же в прошлом году в так называемом индексе восприятия коррупции Россия поделила вместе с Мозамбиком 86-е место (в начале списка стоят наименее коррумпированные страны).
О коррумпированности отечественных и приморских чиновников кто только чего не говорил. Два года назад «В» писал, что, по данным фонда «Индем», полученным в результате совместного с международной организацией Transparency International исследования, в России наиболее неподкупными оказались Башкортостан, Архангельская, Кемеровская, Тюменская и Ярославская области. По так называемому интегральному индексу оценки коррупции Приморский край в этом списке занял «почетное» четвертое место, пропустив вперед только Краснодарский край, Саратовскую область и Удмуртию. В целом же в прошлом году в так называемом индексе восприятия коррупции Россия поделила вместе с Мозамбиком 86-е место (в начале списка стоят наименее коррумпированные страны).
Все прекрасно понимают, что, когда в дела предприятия вмешивается чиновник и за счет бизнесмена пытается решить некоторые свои финансовые проблемы, от этого проигрывают все остальные. «Как с этим бороться?» – с таким вопросом корреспондент «В» и обратился в отдел по борьбе с должностными преступлениями оперативно-розыскной части №1 по линии БЭП (борьбы с экономическими преступлениями) при УВД Приморского края.
Как рассказал начальник вышеназванного отдела майор милиции Вадим Ильиных, подразделение в том виде, в котором оно работает сейчас, создано меньше года назад, в сентябре 2003 года. Определенные успехи в деле выявления и обезвреживания коррумпированных чиновников и должностных лиц имеются, но нечистых на руку людей все еще хватает. И от них общество надо очистить.
- Основная сложность нашей работы в том, что мы можем знать, кто именно берет взятки и в каком объеме. И подобной информации у нас очень много. Но есть разница – знать и задержать с поличным. Для задержания с поличным нам нужен человек, у которого вымогают деньги и который под нашим контролем пойдет и передаст помеченную сумму чиновнику. Нормы в законе об оперативно-розыскной деятельности определены – должен быть зафиксирован сам факт вымогательства, необходимо не допустить подстрекательства и провокации. Очень часто к нам приходят люди, которые, кипя праведным гневом, желают взяточника наказать по закону. Но позже, взвесив все плюсы и минусы, они отказываются от сотрудничества с милицией. Это же специфическое преступление – выгоду зачастую получают оба персонажа, как взяточник, так и взяткодатель. Удар по самолюбию, потерю некоторой части наличности можно пережить, особенно если некоторое время спустя на полученных незаконным образом привилегиях хорошо заработать и средства вернуть. Допустим, идет некоторый спор за земельный участок в центре города, на него претендуют сразу несколько коммерческих предприятий. Если отвечающий за распределение участков чиновник нечист на руку, то в конкурентной борьбе преимущества получит тот, кто сумеет «дать» или дать больше, чем остальные. Естественно, такому нет смысла идти к нам. Ни от одного заявителя мы не отказываемся, практически всем людям, которые к нам обратились, мы помогли. Еще одна особенность в работе нашего отдела: выход дел в суд у нас почти стопроцентный – потому что очень тщательная подготовка к задержанию. И ни одно дело ни на стадии предварительного расследования, ни в суде не рассыпалось. У нас не так много заявителей, чтобы мы их теряли.
- В этом году нами задержан работник управления муниципальной собственности, уголовное дело сейчас расследуется, поэтому по понятным причинам его фамилию мы пока не называем. За взятку в 300 долларов он не принимал меры в отношении одного из предпринимателей – те самые, которые был обязан принять. Торговая точка бизнесмена работала без каких-либо документов, и чиновник, отвечающий за соблюдение закона, предложил за скромное вознаграждение закрыть глаза на это нарушение, то есть налицо чистое вымогательство. В рамках этого уголовного дела мы сейчас проводим некоторые мероприятия, потому что есть информация, что этот случай был не единичный. Были еще люди, с которых он вымогал деньги, и они пошли ему навстречу и дали.
- На днях мы возбуждаем дело в отношении заведующей отделением профессиональной патологии одной из поликлиник города. Эта дама действовала через посредника – он разместил в рекламной газете объявление, что помогает в получении справок о прохождении медкомиссии для последующего получения водительских прав. Эта услуга стоила у них 800 рублей. Без фактического прохождения медосмотра у человека оказывалась справка о том, что всех врачей он прошел и годен по состоянию здоровья (недавно «В» писал о дорожно-транспортном происшествии, виновником которого стал водитель джипа «Тойота-Лендкруизер» – во время езды по городу у него случился эпилептический припадок. Уж не из тех ли он людей, кто воспользовался этой «услугой?». - Авт.). У нас есть три факта, когда подобные документы были сделаны, но опять же есть сведения, что подобных липовых бумаг было сделано гораздо больше. В Уссурийске предприимчивый мастер производственного обучения одного из профессиональных училищ вымогал деньги у учеников. Написанные учащимися дипломные работы не принимал, придирался к каждой букве – в общем, пока не заплатишь – работу не сдашь. Расценки были – три, четыре и пять тысяч рублей. По этому делу имеются 11 фактов, но их тоже наверняка было больше. В заключение хотелось бы обратиться ко всем, кто сталкивается с фактами вымогательства: обращайтесь к нам. Преступления эти, как уже отмечалось, очень специфические, поэтому лучше всего обращаться напрямую в наш отдел, который специализируется именно на расследовании подобных нарушений закона. Телефоны во Владивостоке 202-722 и сотовый 544-335. Анонимность и полную конфиденциальность мы гарантируем, даже если в дальнейшем человек откажется от сотрудничества с нами.
Давать взятку или не давать - если деньги вымогают - это личное дело каждого человека, причем дело уголовно наказуемое. Как говорят оперативники ОБЭПа, время от времени к ним обращаются граждане, которых «кинули» - чиновник за вознаграждение обещал помочь, деньги взял, но ничего не сделал. Доказать подобный факт мошенничества очень сложно – ведь обычно конверт с энной суммой передается с глазу на глаз, наедине. Естественно, никаких расписок, подтверждающих получение им денег, вымогатель не дает, точно так же, как и не дает никаких документов, подтверждающих его намерения. Пообещал с три короба – и привет, денежка уплыла в другой карман. Так что не будьте дойной коровой, на каждого хитрого взяточника есть управа. «Главное – вовремя обратиться к нам, - говорит Вадим Юрьевич. – Должностное лицо, ради собственной выгоды преступающее закон, если что-то заподозрит, тут же затаится. Чиновник продолжит вымогать деньги с граждан позже, когда будет полностью уверен в собственной безопасности».
Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, Андрей ВОЛКОВ (рисунок),«Владивосток»