Служивый о четырех ногах

«Если ваша домашняя кошка потерялась в лесу - в подавляющем большинстве случаев она выживет, найдет себе пропитание, сможет самостоятельно охотиться, - говорит Владимир Богданов, начальник зонального центра кинологической службы при УВД Приморского края. - А собака без человека пропадет. Они уже настолько сжились с нами, что без людей просто не смогут. Посмотрите сами - стаи бродячих собак все равно крутятся рядом с жильем, выискивают объедки, попрошайничают, охраняют какую-то свою отдельную территорию и выгоняют «чужих».

23 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1594 от 23 июль 2004

«Если ваша домашняя кошка потерялась в лесу - в подавляющем большинстве случаев она выживет, найдет себе пропитание, сможет самостоятельно охотиться, - говорит Владимир Богданов, начальник зонального центра кинологической службы при УВД Приморского края. - А собака без человека пропадет. Они уже настолько сжились с нами, что без людей просто не смогут. Посмотрите сами - стаи бродячих собак все равно крутятся рядом с жильем, выискивают объедки, попрошайничают, охраняют какую-то свою отдельную территорию и выгоняют «чужих».

Приморский зональный центр кинологической службы находится на улице Лесной на окраине Владивостока. Здесь, в лесопарковой зоне, вдали от городского шума специалисты-кинологи готовят, тренируют и натаскивают служебных собак. Как известно, у лучших друзей человека - относительно людей - слабое зрение, но гораздо более тонкие слух и обоняние. Именно эти качества, плюс послушание хозяину, выполнение команд развивают и прививают четвероногим питомцам на Лесной. Кстати, этот кинологический центр - единственный на всей территории Дальнего Востока, ближайшие от нас в Российской Федерации находятся в Новосибирске и в Барнауле.
- Сейчас в нашем питомнике около тридцати четвероногих друзей человека, большинство из них - это всем знакомые немецкие овчарки. Есть также и ротвейлеры, ризеншнауцер, восточноевропейская овчарка. Служебными собаками мы пока обеспечиваем только Приморье, но в принципе можем заниматься обучением для всего Дальнего Востока, как и тренировать кинологов. Сейчас у нас еще не все достроено, поэтому те же северные корейцы, от которых до нас «по прямой» меньше трехсот километров, ездят учиться в Ростов. Старый питомник на «Маяке» уже обваливался, было принято решение сделать новый центр, в первую очередь построили вольеры для собак, а вот место обитания людей до конца пока не доделали.
Без окон, без дверей
Дом на Лесной на окраине Владивостока, построенный неподалеку от крепостных укреплений форта № 6 из красного кирпича в выдержанном старинном стиле, уже второй год стоит без окон, без дверей - на окончание строительства требуются деньги, которых, как обычно, нет. Пока здание, к которому осталось подвести коммуникации, сделать внутри ремонт и вставить двери и окна, простаивает. Кинологи Дальневосточного региона вместе с питомцами сегодня едут обучаться в Ростов и Новосибирск, потому что при кинологическом центре Владивостока нет гостиницы для приезжих - не селить же гостей в вагончике.
- В отличие от людей для собак условия содержания созданы практически идеальные. Ну, зимой они иногда сами в вольере коврики отрывают - и в конуру ветер дует, а так им и зимой тепло. Водосток вот надо еще сделать, канализацию, дрессировочную площадку, чтобы все виды занятий проводить. В Якутии, к примеру, в милицейском питомнике овчаркам даже отопление провели - у них зимой очень холодно. А в Приморье - просто холодно. Вот доберманы тоже хорошие служебные собаки, но они короткошерстные, они замерзнут у нас.
Наше обучение стоит дешевле
Показывая корреспондентам «В» питомник, Владимир Владимирович рассказывал о своих подопечных. Оказывается, все кинологи центра не по одному разу побывали «на боевых» в Чечне. Приморские специалисты с собаками и в задержаниях боевиков участвовали, и в поиске оружия, боеприпасов и взрывчатки. Искали и находили, спасали человеческие жизни.
- Недавно по центральному ТВ показывали - в Израиле готовят собак ровно один год, стоит у них это «удовольствие» 24 тысячи долларов. Мы же готовим служебную собаку три месяца, и стоимость у нас выходит гораздо меньше, сотрудники милиции вообще учатся бесплатно. Для частных лиц в этом отношении есть некоторая сложность - обучение собаки командам, дрессировка послушания хозяину - все это возможно, но официально в соответствии с законодательством нам нужно получить лицензию. А с оформлением всей этой бумажной рутины есть проблемы. По закону РФ «О милиции» собака является спецсредством. Получается, для покупки газового пистолета нужна лицензия, а собаку может любой спокойно завести, не зная, как ею пользоваться. Поэтому, если к нам обращаются люди со стороны, мы консультируем.


Человек в милицейской форме с дубинкой или пистолетом и человек в той же форме с собакой - на правонарушителей действуют по-разному. Если от милиционера преступники пытаются скрыться, даже с угрозой быть подстреленными, от пса убегать - выходит себе дороже. Все знают - чем быстрее бежишь, тем быстрее за тобой, стелясь над землей, огромными скачками несется зубастая псина. На тренировке в питомнике на наших глазах молодых собак натаскивали на погоню и поиск человека по запаху, по следу. Лохматые четвероногие ученики рвались с поводков, лаяли и визжали, когда человек в мешковатом одеянии их издалека дразнил. А когда собак спускали с поводка, вдогонку они летели пулей - и находили прятавшегося в зарослях «преступника». Корреспонденту «В» тоже предложили побывать в роли убегающего, но ощущать за спиной дыхание собаки, честное слово, не захотелось. И это лишний раз подтверждает вышесказанное - человек со служебным псом дисциплинирует потенциального правонарушителя.
И зайца можно научить курить
- Дрессировке поддаются практически все животные, - продолжает Владимир Владимирович. - Есть ряд упражнений, которые у собаки вырабатывают условные рефлексы. Взять пекинеса, который живет, не выходя из квартиры. Вот он лежит в комнате и вдруг услышал: на кухне загремели посудой, ему в миску накладывают еду. Собачка моментально примчится на знакомый звук, и это звяканье уже является условным рефлексом. Если же перед тем, как положить в миску пищу, пекинесу повторять: «Ко мне!», у него выработается установка: он свяжет эту команду с последующими кормлениями. Через некоторое время, стоит только ему скомандовать, он уже будет прибегать за чем-нибудь вкусненьким, потому что слюна у пса будет выделяться по этой самой команде. Сложнее всего обучить чему-либо меланхоличную собаку, но тапочки приносить, или сидеть на задних лапках, или команде «умри» вполне возможно - за лакомство, за игру. Кто их еще похвалит и погладит, кроме человека? Кстати говоря, маленькие декоративные породы тоже могут выполнять служебные обязанности. Без смеха: слабую собачку кто угодно может обидеть, поэтому у той же болонки настороженность повыше, чем, скажем, у овчарки. Кто-то к двери подошел, она уже слышит и рычит. Задержать преступника не сможет, но предупредить хозяина - вполне.
В тюрьму - по запаху
Сотрудники зонального центра кинологической службы при УВД Приморского края мечтают о том времени, когда здание центра будет окончательно достроено, ведь тогда можно будет и лабораторию по запаху запустить, пока такая ближайшая по России находится в Барнауле, а в Европе этот метод используют давно и вовсю.
- Индивидуальный запах человека - это почти как отпечатки пальцев. Вот случилось заказное убийство, на оружии преступник не оставил отпечатков пальцев - был в перчатках. Так вот, сегодня есть возможность снять с этого пистолета запах и хранить его до десяти лет, потом сличить с запахом пойманного киллера - и это будет являться бесспорным доказательством вины. В маленькой Польше уже сейчас работают десять лабораторий по запахоэкспертизе, подобные просто обязаны быть и у нас, - говорит Владимир Владимирович.


В это время мимо нас проходит один из кинологов с немецкой овчаркой, бока которой вздымаются после пробежки по жаре. Учебную задачу по поимке убегавшего злоумышленника пес выполнил на «отлично», и во взгляде, который лопоухий ученик время от времени бросает на хозяина и на нас, так и светится радость: «Правда ведь я молодец, да?». Милиционер поглаживает питомца, и на собачьей морде прямо расплывается улыбка. Самый древний и самый преданный друг человека - в строю. И это племя долго еще будет помогать людям.

Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото),«Владивосток»