Пока мир несовершенен

Американский гость о проблемах сиротства Майкл Фелтман, бывший летчик, а ныне генеральный директор Всемирной ассоциации детей и родителей, пробыл во Владивостоке всего три дня. Вместе со своей помощницей, заместителем исполнительного директора программы Натальей Гончаровой он за это время успел побывать в департаменте образования и науки администрации края, в Доме ребенка, в детском доме № 2, а также нашел время ответить на вопросы корреспондента «В».

9 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1586 от 9 июль 2004

Американский гость о проблемах сиротства

Майкл Фелтман, бывший летчик, а ныне генеральный директор Всемирной ассоциации детей и родителей, пробыл во Владивостоке всего три дня. Вместе со своей помощницей, заместителем исполнительного директора программы Натальей Гончаровой он за это время успел побывать в департаменте образования
и науки администрации края, в Доме ребенка,
в детском доме № 2, а также нашел время ответить на вопросы корреспондента «В».

- Майкл, трудно было решиться занять такой непростой пост?
- Видите ли, так я понимаю мою службу обществу, то есть это забота о семье не в маленьком масштабе, а в более глобальном. Сам я женился недавно, у нас пока нет детей, моя жена заканчивает работу над диссертацией по экономике. После того, как она защитится, начнем строительство собственной семьи в полном смысле этого слова, а пока я работаю на благо всех детей.
- Давно?
- Директорствую первый год, до этого работал в фонде, который занимается помощью слабовидящим и слабослышащим детям.
- Где кроме России есть представительства ВАДИР?
- В Китае, Южной Корее, Индии, Таиланде и США. Мы также выполняем отдельные программы помощи детям Колумбии и Румынии. Мы считаем, что каждый ребенок заслуживает семьи, дома. Конечно, самое лучшее - оставаться в биологической семье. Но если это не сложилось в силу каких-то обстоятельств, лучше вырасти в приемной семье, чем в государственном учреждении. Хорошо бы в родной стране. Если и такой возможности нет, тогда семью может подарить международное усыновление. Ведь успешность взрослого человека во многом зависит от его окружения в детстве.
- С Приморьем вы давно сотрудничаете?
- В этом году исполняется 10 лет с создания представительства ВАДИР в Приморском крае. Поэтому свою первую зарубежную поездку в новом качестве я начал именно с России, решил познакомиться поближе.
- Расскажите, пожалуйста, каким образом прослеживаются судьбы увезенных от нас ребятишек.
- Прежде всего мы тщательно готовим семьи для международного усыновления. Потенциальные усыновители заканчивают специальные классы, которые ведут социальные службы нашей ассоциации. Мы готовим их к трудностям, которые могут возникнуть в зависимости от возраста ребенка, его наклонностей, от того, одинок ли он или есть братья-сестры. По российскому законодательству после размещения ребенка в семье наши специалисты работают с приемными родителями, посещают дома, составляют отчеты, прикладывают к ним фотографии. Отчеты составляются по нескольким направлениям: адаптация в новых условиях, здоровье, достижения в школе. Все документы высылаются в региональные органы управления, откуда был взят ребенок.
- Несмотря на такой контроль, недавно в американской семье погиб наш мальчик.
- В общественных кругах США это убийство имело большой резонанс. Все восприняли его как личное горе. С нами связалось генеральное консульство РФ в Сиэтле, которое выразило серьезную обеспокоенность. Но все-таки дело не в том, что малыш был из России, а в самом принципе незащищенности маленького человечка независимо от страны его рождения. Неважно, кто эти преступники - биологические или приемные родители, нормы для всех одинаковы.
- Для вас, наверное, не секрет, что кое-кто в России думает, будто американцы скупают детей «на запчасти».
- Такие слухи циркулируют не только в вашей стране. Когда я работал со слабовидящими и слабослышащими, тоже приходилось слышать подобные разговоры, их распространяют обо всех детях, взятых из других стран. На самом деле материал для операций собирается в специальном банке, и поверьте, вовсе не от приемных детей. Наверное, именно вы, средства массовой информации, можете пролить свет на международное усыновление, рассказать о нем правду. И еще нужны обычные человеческие контакты. Мы очень поддерживаем американские семьи, которые хотят привезти детей сюда после усыновления. У нас многие родители возвращаются в Приморье два-три раза, за другими детьми или за братьями-сестрами тех, кого уже усыновили. Задача всех нас - больше говорить на эту тему и снять завесу тайны. Хотя на самом деле тайны никакой нет, есть трагедия, которая сделала детей сиротами. Главное - мы должны думать о том, как помочь ребенку независимо от национальности. А разговоры об использовании органов противоречат как правовым, так и моральным законам США, они абсурдны.
- Для потенциальных родителей важна национальность ребенка?
- Абсолютно неважна. Самое важное - установить с ним связь, создать такие условия, чтобы он почувствовал себя любимым и желанным. Какая разница, откуда он - из Индии, Китая, России…
- Бывает, что семья в результате получается многонациональной?
- Сейчас к выезду в Приморье готовятся родители, которые хотят взять слабослышащую русскую девочку четырех лет. Эти люди знают, как помочь таким ребятишкам, ведь у них уже есть трое детей с подобным пороком развития, один из них из Китая. Из Приморья они поедут на его родину, чтобы посетить детдом, где жил ребенок. К нам также обращаются семьи, страдающие карликовостью, хотят усыновить детей с таким же заболеванием. Согласитесь, пример родителей поможет ребятам справиться с неизбежными трудностями в жизни.
- Куда после Владивостока путь держите?
- В Сеул, там представительство отмечает 20 лет нашей совместной работы. Потом домой.
- И как Россия?
- Как дома побывал. Дело в том, что 150 лет назад из России уехали мои предки по матери. Когда приехал, поел борща в гостинице. Это мне напомнило о том супе, который готовил дедушка. Потом были встречи в администрации края. Приятно, что люди, с которыми мы познакомились, заботливые профессионалы. Я надеюсь, что в следующий приезд смогу провести здесь больше времени и поездить по краю.
- Нет надежды, что скоро такие организации, как ваша, станут не нужны?
- Мы об этом и в администрации говорили. Конечно, в идеальном мире мы все могли бы остаться без работы. Но проблема сиротства очень серьезна, она всемирна, и каждая страна по-своему борется с ней. Мы же надеемся, что сумеем помочь стольким детям, скольким сможем найти хорошую семью.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»