Дизайнер - незаметная профессия, а Земля слишком быстро вращается, считает Артемий Лебедев
Это имя едва ли не легендарное. Во всяком случае, для тех, чья работа связана с Интернетом и волшебным словом «дизайн». Не просто талантливый российский дизайнер, успешно работающий на иностранную компанию, как сотни других, нет. Артемий Лебедев - чуть ли не единственный пример успешной, удачной, фантастической карьеры и работы дизайнера на российском рынке, на нашей почве, в Рунете…
как сотни других, нет. Артемий Лебедев -
чуть ли не единственный пример успешной, удачной, фантастической карьеры и работы дизайнера
на российском рынке, на нашей почве, в Рунете…
Во Владивостоке он провел всего два дня, поделив их между мастер-классом для немногих счастливчиков и знакомством с городом («Я не расстаюсь с камерой, а ваш город снимать - просто удовольствие, он так красиво расположился на сопках!»).
Просто и прозрачно
- В какой степени дизайнер, воплощая идею, должен воплощать в ней себя?
- Это философский вопрос. Дизайнер - профессия прикладная и очень коммерческая, при этом его задача - быть незаметным. Амбиции не должны перехлестывать через край, иначе это будет художник, который как захотел, так и нарисовал. Пример. Вот вы получили газету, просмотрели ее за 10 минут - увидели все заголовки, заметили все статьи, осталось ощущение, что вы ее прочитали. Это и есть идеальная работа дизайнера. Чтобы было просто и прозрачно. Как только дизайн начинает обращать на себя внимание, как только дизайнер начинает играть с шрифтами, виньеточками - все, провал. Дизайнер - режиссер-постановщик, может управлять, образно выражаясь, всей механикой творческого вечера, но бенефициант - не он.
- Сегодня ваша профессия, особенно веб-дизайн, очень модная. Нет опасения, что множество непрофессионалов на рынке просто задавят массой редких профи и нас завалит безвкусица?
- Нет. Непрофессионалы есть всегда, но постепенно они начинают кристаллизоваться и так образуются профессионалы. Да и спрос на дизайнеров очень высок - в Москве особенно.
- Как находятся идеи для дизайна?
- Если сайт, например, должен быть предельно функциональным, как расписание в аэропорту, никаких изысков и буйства быть не должно. Все четко, быстро и понятно. Если же делаем промо-сайт, задача которого - рекламировать некий товар, можно дать себе волю: подтянуть аниматоров, иллюстраторов…
- И так получается команда… А меж тем есть мнение, что творческому человеку проще работать в одиночку - быть фрилансером, так сказать…
- Нет, я за команду. С ее помощью делаю то, что один бы не сделал никогда.
А чтобы дизайнеры не вели себя как пауки в банке, не набрасывались друг на друга при виде выгодного заказа, нужно в общем немного (улыбается). Во-первых, море работы. У нас заказов на полгода вперед, делать - не переделать. Во-вторых, каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Это у нас в студии возведено в абсолют. Таким образом люди учатся любить и уважать работу соседа. Реализовать самого себя оптимально - наш девиз. Кстати, это неплохая цель на всю жизнь, как вы думаете?
Интернет - это я!
- Сейчас много разговоров о том, что неплохо бы привести содержимое Интернета в порядок, как-то законодательно его урегулировать…
- Это полная… чушь.
Существуют два лагеря. Первый - те, кто наполняет Интернет, я и моя команда в частности. Второй - провайдеры - те, кто обеспечивает инфраструктуру, владеет проводами. Они помогают получать доступ в Интернет. Но сам Интернет при этом - ничей! Все разговоры об «обуздании» ведут те, кто делит провода. Я же из лагеря первого. И Интернет - мой. Я его делаю! Наполняю смыслом. Уберите наполнение - чем станет cеть? Куском меди, оптоволокна… Если будут приняты законы, определяющие, кто, что и как должен делать и публиковать в cети, я тут же уведу все свои ресурсы под юрисдикцию другой страны - Америки, Канады, неважно. Они будут доступны всем в России, но под дурацкие законы подпадать не будут.
- Считается, что творчество и коммерческая сфера - суть вещи несовместные…
- Почему - несовместные??? Я считаю, что они должны быть сплетены плотнее, как ДНК, плотно, в спирали, и одно без другого просто быть не может. Можно творчески зарабатывать деньги, а можно зарабатывать творчеством. Моя любимая строчка Пушкина, путеводная звезда моей жизни: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Александр Сергеевич знал, о чем пишет! И потому я не бормочу стыдливо: ну что вы, отдайте деньги беднякам… Я беру заработанное спокойно - это плата за мое творчество.
- А есть ли в вашем творчестве принципы?
- Конечно. У студии Артемия Лебедева есть четыре «не»: мы не занимаемся порнографией, не работаем с частными лицами, политиками и религиозными организациями. Независимо от того, каких высот мы могли бы достичь в этой области. Нет - и все.
Книги оставлю
на старость
- Вы сейчас сами работаете над заказами?
- Да.
- А как отбираете?
- Отбираю то, что меня прикалывает. Мне интересно придумывать новое.
- Вы отдыхали в Японии, верно?
- Пытался… На полноценный отдых нужно не меньше трех недель, а у меня было пять дней, больше не позволяет рабочий график. За это время трудно отключиться… Я отдыхал в своем любимом формате: один день - один город, так что побывал в четырех городах. Интересная в этой стране смесь американства и Востока.
- Плотный рабочий график… Много работаете?
- Конечно. Не менее 14 часов, иногда - работаю ночь, полдня, потом сплю. Сон - мой отдых. Мне иногда даже снится готовый дизайн. Остается проснуться - и идти выполнять.
- Захватываете ночь, спите днем… Вас не смущает, что живете не в гармонии с природой?
- Нет. Природа неправильно устроена, Земля слишком быстро вращается и смена дня и ночи происходит не так, как мне нужно. Меня бы очень устраивал 36-часовой световой день! Наверное, неплохо на Севере в этом смысле, где солнце по полгода не заходит…
- А не было желания переехать на Север?
- Нет, конечно. Мне если не в Москве, то вообще нет смысла жить в России. Я там родился, там и пригодился.
- Кино смотрите?
- Конечно. Боевики и блокбастеры. Чем тупее боевик, тем он мне интереснее. Я не люблю Бунюэля и позднего Феллини. Это трата кинопленки и моего времени как зрителя. Это скучно, реально скучно. Лучше книгу прочитать - я могу смаковать некоторые места, возвращаться, представлять себе картины - причем интереснее, чем мне показывает оператор. Кинематограф - зрелище, борьба спецэффектов. Создатели стараются показать зрителю то, что он никогда в своей жизни не увидит. Мне интересно наблюдать за этой борьбой. Из того, что посмотрел недавно, самый зрелищный фильм - «Послезавтра». Он интересен еще и своей основой - это реклама науки, профессии ученого! Особенно в глазах молодежи.
- Что вы читаете?
- Англоязычную нехудожественную литературу. Все, что меня может заинтересовать. Русскую художественную читаю очень редко. Классику я оставил на старость, когда будет свободное время. Вот выйду на пенсию, прочту то, что в школе пропустил. Сейчас мне есть чем заняться.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»