Быть кинозвездой
Нелюбовь к журналистам у актера Олега Меньшикова, мягко говоря, стойкая. Впрочем, как и нежелание делиться не только тайнами своей жизни, но и какими бы то ни было подробностями. Некоторые воспринимают это как стремление звезды скрыть свои пороки, в которых некоторые любители «клубники» Меньшикова подозревают. На самом деле на журналиста «В» Олег произвел впечатление не порочного, а просто уставшего человека, отвечающего за большой, серьезный спектакль собственного же производства.
Нелюбовь к журналистам у актера Олега Меньшикова, мягко говоря, стойкая. Впрочем, как и нежелание делиться не только тайнами своей жизни, но и какими бы то ни было подробностями. Некоторые воспринимают это как стремление звезды скрыть свои пороки, в которых некоторые любители «клубники» Меньшикова подозревают. На самом деле на журналиста «В» Олег произвел впечатление не порочного, а просто уставшего человека, отвечающего за большой, серьезный спектакль собственного же производства.
А производство корреспондента «В» впечатлило – за кулисами вместо привычной расслабленной атмосферы (бывало, что в перерывах между выходами корр. «В» брал интервью) царила рабочая обстановка: одевальщица гладила детали костюмов – чтобы все было на высшем уровне. Безупречные декорации, безупречные туалеты… Вот это высшее качество, пожалуй, главное в требованиях Меньшикова к жизни. Дистанция, которую он сохраняет по отношению к СМИ, попросту элемент уровня. Что ж, у звезды свои причуды... Между прочим, после спектакля он фотографировался со всеми желающими (а их было каждый раз по меньшей мере два десятка). Корреспондент «В» тоже не упустил возможности: сфотографировал звезду в день приезда, когда его радушно встречал художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий. Олег, получив в подарок от него кортик, позволил себе улыбнуться – прямо в объектив. Потом – чуть-чуть коньяка… Кстати, о пороках. Во время гастролей коньяк использовался совсем по другому поводу …в качестве лекарства. Голосовые связки актера
«раскапризничались», и Меньшиков лечил их коньячными полосканиями. Больное горло в конце концов стало причиной, по которой интервью для «В» оказалось коротким.
- Олег, список ваших наград столь внушителен… Это важно для некоей самооценки?
- По мере прибавления награды становятся все менее и менее интересными. Да и не они определяют мою жизнь. Впрочем, и никогда не определяли какие-то мои внутренние установки. Я занимаюсь чем-то, чтобы понять некоторые вещи внутри себя. Поэтому внешняя атрибутика меня меньше всего волнует. С самим собой помогают говорить не награды.
- Вам бывает скучно?
- Пожалуй, нет. Если вы имеете в виду профессию. Тот путь, которым я иду профессионально, меня устраивает абсолютно. Я ничем другим не мог бы заниматься - это я знаю точно. А в общем… Иногда я скучаю. Даже очень. Но неправильно позволять себе это.
- Как вы справляетесь?
- Никак, нет рецептов. Надо переждать этот период…
- В вашем отношении к окружающим больше человеколюбия или мизантропии?
- Все зависит от периода, который в данный момент переживаешь, и от людей. По-разному бывает. Но знаете, сложно определить какие-то рамки и понятия, в том числе и в отношениях. Да и зачем? Когда начинаешь определять, жизнь становится узкой. На самом-то деле это не так.
- Какая роль вам более интересна - актера или режиссера?
- Сегодня мне интереснее отвечать не только за себя, а за многих, и ответственность, которую я взвалил на свои плечи, поверьте, велика. Но вот недавно снимался в «Статском советнике» - и я снова отвечаю только за себя.
- В репертуаре «Театрального товарищества 814» серьезная классика – не опасаетесь нафталина?
- Да уж достаточно развлечений в нашей стране… К счастью, публика пока дает возможность ставить такие спектакли, как «Игроки». У нас огромный зал, и мы не знаем проблем с заполняемостью. Можно только радоваться и гордиться.
- Вы играли на старейшей театральной сцене в Англии, играете в России. Понятие универсальный актер существует?
- По сути дела у меня не было времени понять это. На репетиции отвели всего месяц. Месяц! А вообще разговор о разнице театральных традиций довольно сложный. Конечно, они разные. Другое дело, что предложение играть в Англии поступило, когда мне было 30 лет. В этом возрасте не задумываешься, сможешь или нет. Расцениваешь любое предложение, как будто все так и должно было случиться.
- А сейчас, 13 лет спустя, что бы вас удивило?
- Вы знаете, в профессиональной жизни ничто. Не сочтите за нескромность, но мне надо очень постараться, чтобы плохо сыграть. Плохо уже не получается…
СПРАВКА "В"
Олег Меньшиков, родился в г. Серпухове. После окончания Щепкинского училища работал в Малом театре, в Центральном академическом театре Советской Армии, в театре им. Ермоловой. Сегодня руководит независимой антрепризой «Театральное товарищество 814».
Лауреат премии им. Лоуренса Оливье Британской академии искусств (1982).
Серебряная медаль им. А. Довженко (1988). Лауреат российской независимой премии «Триумф» (1995). Премия «Кинотавр» в номинации «Призы за лучшую роль» (1996). Премия «Ника» в номинации «Актер» (1996). Государственная премия в области литературы и искусства (2000). Лауреат премии «Кумир» (2000).
Снялся в 30 фильмах – среди них «Покровские ворота», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», «Дюба-дюба», «Кавказский пленник», «Мама», «Восток-Запад».
Играл на сцене лондонского театра «Глобус» вместе с Ванессой Редгрейв в постановке «Когда она танцевала» (роль Сергея Есенина).
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»