Город мечты Павла Пацвальда
Сегодня в самом отдаленном уголке Спортивной гавани – за дельфинарием, у старых пирсов, так хорошо и радостно, что многочисленные мамы с ребятишками, дождавшиеся каникул и солнечных дней школьники, степенные старички проводят здесь – на свежих аккуратных скамеечках – дни напролет. Чистота, теплая, нагретая солнцем брусчатка, молодые деревья, морской воздух, яркие веселые качели и турники для ребятни… А помните, каково тут было раньше? Вывороченный асфальт, разломанные намеки на скамейки, переполненные урны… Маленькое чудо, возникшее словно по мановению волшебной палочки, подарили городу и горожанам компания «НЛМК-ДВ» и ее партнеры. О том, каким может и должен быть Владивосток, о жизни и умении прожить ее с достоинством – наш разговор с руководителем Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината - компании «НЛМК-ДВ» - Павлом Пацвальдом.
Сегодня в самом отдаленном уголке Спортивной гавани – за дельфинарием, у старых пирсов, так хорошо и радостно, что многочисленные мамы с ребятишками, дождавшиеся каникул и солнечных дней школьники, степенные старички проводят здесь – на свежих аккуратных скамеечках – дни напролет. Чистота, теплая, нагретая солнцем брусчатка, молодые деревья, морской воздух, яркие веселые качели и турники для ребятни… А помните, каково тут было раньше? Вывороченный асфальт, разломанные намеки на скамейки, переполненные урны… Маленькое чудо, возникшее словно по мановению волшебной палочки, подарили городу и горожанам компания «НЛМК-ДВ» и ее партнеры. О том, каким может и должен быть Владивосток, о жизни и умении прожить ее с достоинством – наш разговор с руководителем Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината - компании «НЛМК-ДВ» - Павлом Пацвальдом.
ПОДАРОК ГОРОДУ
- Почему именно набережная Спортивной гавани? Ведь в городе столько мест, которые буквально кричат, что нуждаются в благоустройстве?
- Причин несколько. Ну, во-первых, я люблю Владивосток. Лично для меня набережная - памятное место, мы там познакомились с женой. Партнерам, которые вкладывали в реконструкцию деньги вместе со мной, это место было интересно в плане развития бизнеса, окупаемости вложенных денег. Ну и как раз ожидался форум АТЭС, визит президента России во Владивосток. Наше решение поддержала и краевая администрация.
- Легко ли было уговорить ваших партнеров вложить деньги в этот проект? Во сколько обошлась реконструкция?
- В проект уже вложено полтора миллиона долларов, а реализация всей задумки – 30 миллионов долларов!
Мы ведь не просто так взялись за дело, не с бухты-барахты. Сначала был разработан и детально просчитан проект, на его основе создан бизнес-план. Он предполагает комплексное развитие всей Спортивной гавани. Вот смотрите…
На столе разворачивается проект преображения довольно запущенного нынче побережья Спортивной гавани – от гостиницы «Амурский залив» (неужели наконец будет превращен в нечто цивилизованное этот невероятно запущенный солярий, старые пирсы, пляжи? – Прим. авт.).
- В скором времени проект будет представлен властям и горожанам. Его плюсы очевидны – для горожан это зона отдыха, цивилизованная, красивая. И наша гордость. Что же касается минусов – например, большой затратности, то при правильном подходе к делу – организации сети кафе вдоль побережья - деньги, вложенные в проект, должны окупиться.
- Вы уже нашли партнеров?
- Да. Потенциальных инвесторов волнуют две вещи – прозрачность расходования средств и отношения с властью. Здесь нет ведь частной земли, есть городская, краевая… Вложить деньги, а потом выяснить, что инвестиции не подчиняются твоей воле, не очень приятно. Очень много подзаконных актов, тормозящих инвестиции. Почему к нам бизнес неохотно идет? Дело вовсе не в бандитах или чиновниках - чиновники везде одинаковые. Дело в законах.
Решение проблемы, на мой взгляд, - в стабильности и преемственности власти. Ей-богу, устал уже от обвинений, когда, допустим, один градоначальник сменяет другого и начинается: предшественник все неправильно делал! Потом придет другой градоначальник и будет говорить то же самое. В цивилизованных странах такого нет, там власть имущие прекрасно понимают: все пьют из одного колодца.
С самого начала четко была ясна цель проекта, методы ее осуществления. Все было прописано – сроки, финансирование, подрядчики. И шла нормальная спокойная работа.
Особое спасибо хочется сказать рабочим компании «Паритет «Волод», которые работали от души, быстро и качественно.
- Поддерживать детский городок в порядке – наверное, в копеечку влетает?
- Конечно. За два года – больше двух с половиной миллионов рублей. Два садовника, охрана, дворники…
В охране не было бы нужды, кабы не вандализм. И жаловаться бесполезно – наших детей, которые вырывают с корнями качели, ломают деревья, раскрашивают их из баллончиков, воспитали мы сами… И пенять можем только на себя.
На днях шел по набережной – четверо молодых людей садятся на детские качели, еще и восхищаются – мол, надо же, держат…
Я подошел, говорю: «Родной, у тебя самого скоро дети появятся, они на чем качаться будут, если ты эти сейчас разломаешь? Тебе не стыдно?». Молча кивнули, слезли, ушли. Может, это для них будет уроком?
НЕ РАБОТНИК, А ПАРТНЕР!
В этом году компания «НЛМК-ДВ» отметит свое 10-летие. Даже по человеческим меркам – возраст уже серьезный, по меркам же российского предпринимательства, причем удачного предпринимательства, - возраст более чем солидный.
- Вы сделали карьеру, которая, учитывая ваш возраст, может вполне считаться завидной. Как вы сами к этому относитесь? Это ваша заслуга?
- Нет, моей заслуги нет. Мое везение - в людях, которые меня окружают, которые меня учили, с которыми я работаю. Стабильные, надежные, работящие. В них те качества человеческие, которые я уважаю и ценю.
- Какие?
- Достоинство. В первую очередь.
- Вы поощряете стремление сотрудников задерживаться после работы?
- Нет, категорически против. Нельзя ущемлять личную жизнь. Вот, предположим, у женщины семья, ребенок. Задержавшись на час-два, она это время ворует у своей семьи, ущемляет ее. Значит, возникает раздражение, напряжение. Хорошо это? Нет. И дома нервозная обстановка, и на работе человек нервничает, так что получается – от постоянных задержек работа страдает.
Работой можно жить, работу нужно любить, но она не должна заменять собой все – личную жизнь, общественную, культурную…
Кстати, я не люблю слово «сотрудники, работники», люблю слово «партнеры». Все, чего достиг «НЛМК-ДВ», - все благодаря коллективу, моим партнерам, исключительно профессиональным кадрам. Прошедшие 10 лет «НЛМК-ДВ» - это 10 лет опыта, истории, притирки, познавания нового и поддержки старого.
И если ты хочешь видеть рядом партнеров, единомышленников, настоящую команду, ты должен делиться тем, что имеешь. И заботиться о людях.
Делиться – какое почти забытое сегодня слово… Далеко не каждый бизнесмен легко сможет его произнести. А вот «НЛМК-ДВ» – может! Компания помогает детскому дому № 5, детскому туберкулезному санаторию, православной гимназии, Фадеевской средней школе, школе № 1 города Артема, музыкальной школе № 5 и малому противолодочному кораблю.
- Почему, Павел Владимирович?
- Благотворительность сегодня – реальная необходимость. Вот, например, противолодочный корабль. Это – овеществленные амбиции государства, и оно должно за них отвечать. Но пока на все сил не хватает. А государство – это мы. И значит, должны помогать. Даже не всегда материальная помощь требуется, иногда просто совет, человеческое участие, поддержка…
РОДИНА – ПОНЯТИЕ НЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
Беда и боль многих российских семей – незнание истории. Нет, не той, что все хорошо ли, плохо ли, а в школе проходят. Другой истории – камерной, неяркой, очень личной – истории рода. Революции, войны, годы преследований за происхождение, многочисленные анкеты с вопросами о репрессированных родственниках и родственниках за границей породили семейные тайны – то, о чем молчат…
- Знаете ли вы историю своего рода, Павел Владимирович?
- Мне повезло – мой отец занимался изучением генеалогического древа по своей линии, в семье мамы этим интересовался дед. Результат их труда – я могу проследить историю своего рода на пять-шесть поколений вглубь – до начала позапрошлого века. Мои предки по отцовской линии – переселенцы из Германии, обосновавшиеся на Украине. А предки матери в начале XIX века приехали из Рязани в Сибирь. Детям своим рассказываю, откуда они есть пошли.
- В вас столько кровей перемешалось… Вы это чувствуете?
- Хм, в каком-то смысле я космополит… У меня есть твердое убеждение, что Родину невозможно взять и географически как-то очертить: вот тут – Родина, а тут – уже нет.
Границы, как история показала, столько раз пересматривались… Все люди на свете близки друг другу по духу. В человеке важно не происхождение, а внутренние качества.
- Если вы разочаруетесь в человеке – это навсегда или дадите второй шанс?
- Когда по-настоящему разочаровываешься в человеке, он внутри тебя словно умирает, становится неинтересным. Второй шанс, третий… их можно дать тому, который ошибся и признал свою ошибку. Разочарование – это намного глубже и серьезнее.
С ЖЕНОЙ СПОРИТЬ НЕ О ЧЕМ
Однажды, почти 17 лет назад, молодой красивый, только что вернувшийся из рейса моряк Павел гулял с друзьями по Владивостоку, собираясь провести вечер в ресторане. По дороге один из приятелей встретил знакомую девушку. Пригласили составить компанию… Вот так и получилось, что с тех пор Светлана составляет Павлу компанию – как друг, жена, мать двух дочерей и сына…
- В вашей семье есть главный?
- Конечно. Моя жена.
- Вам по-прежнему интересно вместе?
- Когда мы вместе - никого рядом нет, никого не видим…
- Как вы решаете спорные вопросы?
- (Хохочет). Это какие же? О чем спорить – я даже представить не могу! Куда поехать отдохнуть? Мне все равно, я с женой соглашусь. Мы не спорим и о воспитании… Я больше занимаюсь сыном, жена – дочками. Бывает, что девочки прибегают: пап, а мама… Нет, говорю, извините. Мама сказала – значит так и будет.
В море он влюбился мальчишкой, раз и навсегда. И не могло быть для Павла Пацвальда иного ответа на вопрос «кем быть» – только моряком!
Он шел к этой цели методично, из нескольких морских училищ выбрал ДВВИМУ – теперь Морской университет. Выбрал – и уехал из отчего дома за тридевять земель: воплощать мечту…
- Легко ваша семья отпустила вчерашнего школьника так далеко?
- Отец мой категорически был против отъезда. Не потому, что сомневался в моих силах или не доверял мне. А потому, что волновался и любил. Я только сейчас, когда моя старшая дочь Саша собирается уезжать на учебу, понял сомнения и боль отца. Это очень тяжело, мы с женой переживаем.
Но у меня есть твердое убеждение – человек волен и обязан сам себе выбирать жизнь, свое будущее. Навяжешь свою волю, переубедишь, он послушается - а ты ошибся! И эта твоя ошибка сломает чужую жизнь. Как жить с таким грузом – я не представляю…
- Вероятно, скоро у Саши появится молодой человек. Вы представляете себя в роли тестя? Какого бы вы хотели для нее мужа?
- Такого, какого бы она любила. Ну и надеюсь, что он будет хорошим парнем.
- Какое главное качество вы хотите передать сыну?
- Я уже сказал – достоинство! И этому его не надо учить, он уже им обладает.
- Когда вы приходите домой, вы – грозный папа или папа, который балует?
- Ни то, ни другое. Надеюсь, что друг.
- Сколько в ваших сутках рабочих часов и сколько - свободных?
- Рабочий день – он полностью рабочий. Приезжаю домой поздно вечером. Бывает, что и выходные приходится занимать под работу.
- Вам удается отдыхать?
- Стараюсь об этом хотя бы не забывать.
- И где любите отдыхать?
- Там, где есть возможность узнать что-то новое. Поэтому мы всегда стараемся увидеть разные уголки мира, причем лучше не с официальной их стороны. Берем машину, съезжаем с центральных трасс… Иногда и на грунтовки выбираемся.
Очень сильное впечатление произвела Норвегия. Очень похожа на Приморье – те же перевалы, узкие дороги, ну вот как у нас дальнегорская трасса, я ее сразу вспомнил, очень похоже… Как-то едем мимо маленького села – смотрю, в поле трактор без водителя куда-то катит. Мало ли, думаю, что… Подхожу поближе – а там парнишка, маленький такой, его из-за руля-то и не видать. Вот как надо детей к труду приучать!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»