Путин и Цзиньтао слушают нас!
Впору извлекать из кладовок и подвалов старые транспаранты времен великой советско-китайской дружбы и обновлять с небольшой поправкой на текущий момент позабытые лозунги. Китай для сегодняшней России – один из ведущих партнеров. О Дальнем Востоке и Приморье нечего и говорить – достаточно вспомнить ряд серьезных мероприятий, прошедших накануне и продолжающихся сегодня.
Впору извлекать из кладовок и подвалов старые транспаранты времен великой советско-китайской дружбы и обновлять с небольшой поправкой на текущий момент позабытые лозунги. Китай для сегодняшней России – один из ведущих партнеров. О Дальнем Востоке и Приморье нечего и говорить – достаточно вспомнить ряд серьезных мероприятий, прошедших накануне и продолжающихся сегодня.
Начнем с того, что на прошлой неделе сотрудничество Приморья и ближайших к нему китайских провинций обсуждалось попеременно во Владивостоке и Суйфэньхэ, где даже был воздвигнут и освящен православный крест. На этом самом оживленном участке приморско-китайской границы сейчас активно возводится торговый комплекс «Пограничный - Суйфэньхэ», проекту которого равных пока нет.
Идем дальше: вчера в Хабаровске завершился российско-китайский экономический форум, для участия в котором в столицу ДВФО прибыли глава Минэкономразвития РФ Герман Греф и председатель Государственного комитета КНР по развитию и реформам Ма Кай. Там же прошло и первое заседание постоянной российско-китайской рабочей группы по инвестиционному сотрудничеству.
В понедельник в административном центре провинции Хэйлунцзян открывается 15-я Харбинская торгово-экономическая ярмарка, на которой Россия, по словам полпреда президента в ДВФО Константина Пуликовского (он намерен лично прибыть в Харбин), «должна заявить всем странам АТР о своей конкурентоспособности, о своем экономическом потенциале, о своей политической стабильности».
Наконец, 26 мая, оглашая свое ежегодное послание Федеральному собранию, президент Владимир Путин в пассаже о развитии международных отношений упомянул Китай вторым по счету иностранным государством после США.
ВЕТЕР С ВОСТОКА
Отношения с Китаем действительно развиваются стремительно. По словам того же Пуликовского, в 2003 году российско-китайский товарооборот достиг рекордного уровня – 15,7 млрд. долларов. Более 30 проц. от этого объема приходится на дальневосточные регионы.
В то же время, и это признают представители власти, связи с Китаем носят несколько односторонний характер. Все эти миллиардные суммы достигнуты в основном за счет мощного потока китайского экспорта. А Россия хотела бы не только поставлять великому соседу деньги и сырье в обмен на шир- и неширпотреб, но и наладить обратный процесс. Кроме того, нашу власть не устраивает прохладное отношение КНР к идее создания совместных производств по глубокой переработке природных ресурсов – Китаю гораздо интереснее вывозить к себе круглый лес, чтобы перерабатывать его уже на своей территории и своими силами. В дальневосточном полпредстве президента не скрывают, что масштабы инвестиционного взаимодействия в отличие от торгового пока что весьма невелики.
Харбинская ярмарка, которая пройдет в Китае на следующей неделе, - это очередная попытка переломить ситуацию. На ней Россия впервые представит не только экспортные товары, но и ряд инвестиционных проектов, которые уже подготовили в дальневосточных и забайкальских краях и областях.
Пусть эти проекты встретят в Харбине заинтересованный капитал, но не стоит забывать: кто-то из экономистов окрестил Китай «пылесосом», который усиленно притягивает к себе инвестиции, но не спешит вкладывать средства в чужие производства. В этом смысле Поднебесная изрядно удивила западных теоретиков, считавших коммунистический Китай косным и негибким в деловой сфере. Теперь многие, в том числе и Россия, вынуждены принимать китайские правила игры. Этот миллиардный народ очень хорошо знает, что ему нужно. Еще в 1958 году Мао заметил: «Ветер с Востока довлеет над ветром с Запада…».
АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ?
Несмотря на неизбежные взаимные претензии, Китай и Россия связывают друг с другом очень большие надежды, и это неудивительно. Япония зачастую ставит во главу угла политические вопросы, КНДР нам друг, но слишком закрытая да и неблагополучная экономически страна, Южная Корея – та считается лидером именно в инвестировании приморской экономики, однако сравниться с мощью, потенциалом и перспективностью КНР сегодня не может ни одно государство.
Уже можно говорить о формировании достаточно стабильного экономического района, образованного рядом китайских провинций с одной стороны и несколькими российскими территориями – с другой (речь прежде всего о Приморье, Хабаровском крае, Амурской области и Забайкалье). Этот географически предопределенный симбиоз выгоден обеим сторонам: мы просто «не даем друг другу засохнуть», кормим, поим и одеваем соседей с сопредельной территории, зависим от них так же, как они от нас. Отсюда, с Дальнего Востока, такое экономическое срастание с Китаем порой представляется более прочным, нежели закрепленная Конституцией принадлежность нашей окраины к Российской Федерации. Фактически мы имеем новое экономическое пространство наподобие АТР, в чуть меньшем масштабе, и оно уже оформляется различными институтами и ассоциациями – осталось разве что создать министерство по Китаю.
Можно по-разному относиться к этому взаимопроникновению Китая и Дальнего Востока, приветствовать развитие связей или ностальгировать по былой реальной целостности нашего государства. Однако факт остается фактом: мы живем в надорванном постсоветском пространстве, будущее которого определяют самые разные векторы. Наша судьба – Китай?
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"