Дорога в сельский магазин

Потребительская кооперация начинается с сельского магазина – это так. Однако неверно считать, что ее функции - лишь торговля, производство и заготовки. Начиная с 1999 года, с проведения первой научно-практической конференции, они значительно расширились и стали более социально значимыми. По большому счету они направлены на сокращение уровня бедности на селе путем предоставления дополнительных рабочих мест, привлечения людей на сезонную работу, увеличения закупок сельхозпродукции у сельских жителей, оказания целого комплекса бытовых услуг. Все эти вопросы заинтересованно обсуждались на участковых собраниях и собраниях уполномоченных пайщиков, которые прошли по краю в организациях Приморского крайпотребсоюза.

10 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1570 от 10 июнь 2004

Потребительская кооперация начинается с сельского магазина – это так. Однако неверно считать, что ее функции - лишь торговля, производство и заготовки. Начиная с 1999 года, с проведения первой научно-практической конференции, они значительно расширились и стали более социально значимыми. По большому счету они направлены на сокращение уровня бедности на селе путем предоставления дополнительных рабочих мест, привлечения людей на сезонную работу, увеличения закупок сельхозпродукции у сельских жителей, оказания целого комплекса бытовых услуг. Все эти вопросы заинтересованно обсуждались на участковых собраниях и собраниях уполномоченных пайщиков, которые прошли по краю в организациях Приморского крайпотребсоюза.

Еще три-четыре года назад большинство руководителей райпо, предприятий потребкооперации считали, что бытовые услуги, малые производства – не их дело, а о библиотечках и чайных столах и вовсе речи не было. Сейчас – другое дело. За последнее время сделано очень много для того, чтобы помочь сельчанам в решении их самых житейских каждодневных проблем. В системе крайпотребсоюза более 300 предприятий и пунктов, оказывающих парикмахерские, ритуальные, фотоуслуги, услуги по ремонту обуви, пошиву одежды, раскрою тканей, ремонту бытовой техники. Начинают внедряться даже такие, казалось бы, «городские» услуги, как заточка ножей и инструментов, изготовление ключей, ремонт мягкой мебели. В каждом втором магазине установлены чайные столы, действует 65 библиотечек. Уссурийское, Михайловское и Октябрьское райпо пошли дальше – обустроили рядом со своими большими магазинами детские площадки. Теперь этот опыт перенимают другие.  

Когда в селах работали предприятия бытового обслуживания, дома культуры, клубы, потребительской кооперации не было необходимости выходить за рамки торговли и производства. Годы реформ нанесли по российской деревне жестокий удар. Свернулась «бытовка»,  захирели учреждения культуры, коммерсанты торгуют, но только там, где это прибыльно. Жизнь заставила вспомнить историю и то, что потребительская кооперация была создана народом для удовлетворения житейских потребностей и изначально не устранялась от решения социальных проблем. На отчетном собрании председатель совета крайпотребсоюза Евгений Генюк привел показательную цитату из журнала «Великий океан», который вышел в свет в 1916 году: «Иманское потребительское общество, распределяя полученную прибыль в сумме 12 тысяч рублей, постановило на общем собрании отпустить: 100 рублей – на народный университет во Владивостоке; 450 рублей – в помощь беднейшим детям, обучающимся в местной школе; 200 рублей – на обустройство детской площадки; 1800 рублей – на открытие библиотеки-читальни». Таким образом, четвертая часть прибыли была переведена на социальные нужды.

Тем не менее, конечно, основой работы потребкооперации являются традиционные отрасли, прежде всего – торговля и кооперативная промышленность. В последнее время наметилась устойчивая тенденция наращивания объемов собственного розничного товарооборота. В немалой степени этому способствует то, что кооператоры стали возвращать свои магазины, сданные (не от лучшей жизни!) в аренду. В свое время это дало положительный результат, но такая «облегченная» форма торговли была временным вариантом, и сейчас настало время для развития собственного оборота. Положительные примеры уже есть. Октябрьским райпо возвращены из аренды 3 магазина, Гродековским потребобществом – 7, и практически все они работают прибыльно.

Заметно возрастает товарооборот после того, как магазины приобретают современный вид, оснащаются удобным торговым оборудованием, проводится их ремонт. За прошлый год 3,7 миллиона рублей было направлено на обновление и модернизацию основных фондов крайпотребсоюза, в первую очередь – торговой и производственной отраслей. Наиболее значимые инвестиции направлены на эти цели Михайловским райпо, Хорольским пивзаводом, Чугуевским хлебозаводом. Помимо средств, которые изыскивали сами кооперативные организации, финансовую помощь оказывал крайпотребсоюз. Сейчас разработана и подготовлена к утверждению программа технического перевооружения и реконструкции производственных и торговых предприятий системы на 2004-2007 годы, которая позволит упорядочить распределение денежных ресурсов.

Особое внимание в программе уделяется укреплению материально-технической базы производственной отрасли, обновлению мощностей по переработке сельхозпродукции.  В последний год предприятия крайпотребсоюза увеличили выработку безалкогольных напитков в 1,7 раза, молочной продукции – в 1,6 раза, выпущено 1,5 миллиона условных банок овощных консервов. Заметно наращивают объемы производства Хорольское райпо и Чугуевский хлебозавод. Но при нынешней острой конкуренции на рынке рывок вперед возможен только при оснащении предприятий современным оборудованием, приобретении упаковочных линий, при использовании удобной для покупателей расфасовки.

Потребительская кооперация не в силах решить за государство все экономические и социальные проблемы села, но она может многое сделать для улучшения жизни сельчан. Это наглядно подтверждает опыт лучших организаций и предприятий Приморского крайпотребсоюза.

Автор: Отдел спецпроектов, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»