Автомат или коробка?
У автоматических коробок передач есть некоторое сходство с праворульными автомобилями - тем и другим постоянно достается от многочисленных недругов.
У автоматических коробок передач есть некоторое сходство с праворульными автомобилями - тем и другим постоянно достается от многочисленных недругов.
Ужасы про автоматические коробки рассказывают в основном те, кто такие коробки видел только на картинках. В крайнем случае рассказчик был владельцем какого-нибудь загнанного тридцатилетнего автомобиля с умирающим автоматом.
Мнение первое: АКПП ненадежны и требуют сложного обслуживания в точно предписанные сроки. На самом деле в отличие от механических коробок в АКПП почти нет трущихся деталей. Гидротрансформатор существенно смягчает нагрузки ударного характера, что продлевает жизнь не только коробки, но и остальных узлов трансмиссии, а также двигателя. Обслуживание автомата заключается в регулярной (раз в несколько десятков тысяч километров) замене масла. Бывает, АКПП выходят из строя, но обычно АКПП переживает двигатель, продолжая исправно работать, не требуя никакого внимания, если не считать плановое обслуживание.
Мнение второе: я не смогу ездить на автомате, я не управляю машиной! На самом деле сама постановка вопроса достаточно странная. Никто не стремится управлять, например, углом опережения зажигания, доверяя это автоматике. Процесс переключения передач точно так же рутинен, в большинстве случаев АКПП лучше подбирает передачу, учитывая скорость, нагрузку и другие условия движения. При этом водитель может управлять АКПП, включая именно ту передачу, которую он желает, путем несложных манипуляций педалью газа и селектором АКПП (селектор АКПП - аналог рычага переключения передач в механической коробке). Невозможно управлять всеми процессами в автомобиле, большинство из них давно автоматизировано, и автоматизация продолжается. Что же здесь плохого?
Мнение третье: я люблю ездить активно, а с автоматом такое невозможно. На самом деле - да, в технических данных от производителя при прочих равных условиях машина с АКПП будет менее резвой, чем с механической коробкой. Но есть нюанс. Если проверить резвость варианта с АКПП может любой, нажав педаль в пол (остальное сделает автоматика), то чтобы достичь паспортных данных разгона до сотни с ручной коробкой, надо еще уметь правильно и вовремя переключать передачи, что умеют единицы.
Мнение четвертое: все автоматы - «тормозят». На самом деле АКПП бывают разные. На лимузинах они действительно заторможены. Зато плавность хода потрясающая (что для представительского лимузина важнее — плавность хода или разгон до сотни?). Есть и АКПП, которые не так плавно переключают передачи, зато на «кикдаун» или просто резкое нажатие педали реагируют в течение времени, за которое средний городской водитель едва успеет выжать сцепление. И кто «тормоз»?
Мнение пятое: тормозить двигателем не умеет, возможности управления ведущими колесами отсутствуют. На самом деле у любой АКПП есть режимы из набора 1, 2, L, позволяющие эффективно тормозить двигателем. Возможности управления те же, что и с ручной коробкой, с той лишь разницей, что АКПП передает на ведущие колеса меньше рывков, что на скользкой дороге является заметным плюсом.
Мнение шестое: ездить на буксире категорически запрещается! На самом деле разрешается. Но медленно (до 40 км/ч) и на небольшие расстояния.
Мнение седьмое: с толкача не заведешь. А вот это правда. Поэтому, приобретая автомобиль с АКПП, надо себя настроить на доброжелательное отношение к машине. Пора понять, что ездить надо не до тех пор, когда развалится, а иногда заезжать на сервис на плановое ТО, тогда и разваливаться ничего не будет, и с веревки заводить не потребуется, да и дешевле в итоге выйдет.
Автор: Юрий ЕФИМОВ, специально для «В»