Дальше, выше, быстрее
Свыше полусотни различных летательных аппаратов малой авиации на сегодняшний день стоят на аэродромах Приморья на официальных основаниях. Их владельцами являются почти четыре десятка организаций и отдельных пилотов. Однако в небо имеют право подниматься всего 11 воздушных судов. Остальные или неисправны, или не имеют сертификатов летной годности, или не летают по другим причинам. Еще 17 машин не зарегистрированы в Государственной службе авиации, и хотя их пытаются скрыть в ангарах и на отдаленных посадочных площадках, соответствующие надзорные органы внимательно за ними следят.
Свыше полусотни различных летательных аппаратов малой авиации на сегодняшний день стоят на аэродромах Приморья на официальных основаниях. Их владельцами являются почти четыре десятка организаций и отдельных пилотов. Однако в небо имеют право подниматься всего 11 воздушных судов. Остальные или неисправны, или не имеют сертификатов летной годности, или не летают по другим причинам. Еще 17 машин не зарегистрированы в Государственной службе авиации, и хотя их пытаются скрыть в ангарах и на отдаленных посадочных площадках, соответствующие надзорные органы внимательно за ними следят.
Наиболее представительным по количеству техники считается аэроклуб «Озерные Ключи». В его составе учебно-тренировочный самолет «Авиатика-890у» (спарка), спортивный «Як-18у», учебно-тренировочный спортивный «Як-18т», самолеты «Ан-2», «Як-52», «Як-55». Здесь трудятся летчики, инженеры и техники высокой квалификации, в том числе и бывшие военные. Клуб перебазировался с аэродрома «Озерные Ключи» на аэродром «Лазурный берег». Однако полеты пока не выполняются, поскольку ведется реконструкция взлетно-посадочной полосы.
Сразу два клуба базируются на аэродроме «Новонежино». В составе «Альбатроса» имеются самолеты «Ан-2» - «Альбатрос-1» и «Альбатрос-2», «Як-18т» (владелец Г. Кузьминов), а также вертолет «Ми-2» (А. Акопян). У аэроклуба «Буревестник» в наличии только геликоптеры российского и американского производства. Это «Ми-2» - «Навигатор» (К. Козин) и «Бумеранг» (Г. Тимшин), «Erocopter-AS 350 B3» (С. Мазь) и «Enstrom-480B» (К. Козин).
Еще два вертолета «Ми-2» находятся в собственности ООО «Гранат».
В годы советской власти авиация общего назначения хотя и стояла на вооружении авиапредприятий для перевозок пассажиров и грузов, служб по охране лесов и разведки рыбных промыслов, клубов ДОСААФ и ряда других гражданских структур, но в случае войны тут же могла быть мобилизована для нужд армии и ВВС. Сейчас другие времена. Воздушные суда берут в личное пользование. Небольшие самолеты и вертолеты покупают бизнесмены для быстрого перемещения, их используют для платных прогулок в небе, для любителей острых ощущений, для показательных полетов, для тренировок, в том числе и парашютистов.
По мнению специалистов, этот рынок услуг в Приморье еще не до конца востребован и освоен. Но у него перспективное будущее. Только вместо подержанных машин, выработавших свой срок и ресурс, будут приобретаться новые летательные аппараты. К примеру, имеются неподтвержденные сведения, что новенький геликоптер приобрел за границей один из депутатов Законодательного собрания края. Еще один местный бизнесмен провел переговоры с Ростовским вертолетостроительным заводом на покупку отечественной вертушки «Ми-2» с бизнес-салоном, в ближайшее время он прилетит в Приморье. Другой предприниматель приобрел в Австралии современный легкий спортивный самолет, сейчас его транспортируют морем через Пусан. Так что через несколько лет малая авиация в крае станет делом привычным, а воздушными транспортными средствами будут обзаводиться не только любители неба и желающие делать бизнес на прогулках в небе, но и богатые люди для повышения собственного престижа.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»