А им летать охота!
Во Владивостоке у человека, желающего научиться летать, есть только один путь – в РОСТО, Российское оборонно-спортивное техническое общество.
КТО КОГО НАУЧИТ?
Летчиком-любителем можно стать в многочисленных летных школах, в том числе при ДОСААФ, ныне РОСТО.
Во Владивостоке у человека, желающего научиться летать, есть только один путь – в РОСТО, Российское оборонно-спортивное техническое общество.
Стандартная программа первоначальной подготовки предусматривает 132 часа теоретических занятий, 34 часа наземных и 37 часов летной практики. Теория включает в себя изучение летательного аппарата, аэродинамики, основ навигации, средств связи, правил радиообмена и массу других дисциплин. Цена договорная. Сказать по секрету, кое-где в России теорию можно «пройти», не засиживаясь в аудиториях: плати деньги и… переходи к самой замечательной фазе обучения – летной подготовке.
Эксплуатация летательного аппарата сразу встает в копеечку. Как ни крути – бензин, регламент, базирование, предполетная подготовка, аэропортовские сборы. В результате на самолете «Як-18Т» («Як-18» - самолет первоначального обучения) стоимость летного часа в разных школах колеблется от 5500 до 9000 рублей. Таких часов надо 37! Ясно, что мало кто может себе это позволить. Вот почему на сегодня в результате пока еще не известен ни один человек, который получил первоначальную летную подготовку в школах РОСТО и получил свидетельство пилота-любителя.
НАСТАВНИК-ИНСТРУКТОР
По мнению специалистов, квалификация большинства российского инструкторского состава очень высока: это вне всяких сомнений сливки авиационного сообщества, летчики-инструкторы первого класса, как правило, бывшие военные с боевым опытом. Нередко это люди, которые летают на всем, что летает и даже летать уже не может.
Дело в том, что по данным статистики, сегодня в России около 140 тысяч безработных гражданских и военных летчиков. Очевидно, часть кадров ушла обучать любителей полетать.
Конечно, пилота-любителя никто не учит выполнять фигуры высшего пилотажа. Все, что ему дают инструкторы, это три элемента программы обязательно днем и в простых метеоусловиях – полет «по коробочке» (четыре разворота в зоне аэродрома), полет в зону на простой пилотаж и маршрутный полет. На этом подготовка летчика-любителя заканчивается. Бросив мимолетный взгляд за государственную границу Российской Федерации, мы видим – там людей учат летать на несколько порядков лучше. Тогда как в наших школах – о ужас! - пользуются методиками подготовки летчиков примерно 30-х годов прошлого века!
НА ЧЕСТНОМ СЛОВЕ И НА ОДНОМ КРЫЛЕ
«Для нужд РОСТО наш авиапром разродился аппаратами типа «Як-18» и его модификациями, «Як-50» и его модификациями, вот, пожалуй, и все, - комментирует ситуацию Александр Хлус, бывший военный летчик, а ныне совладелец небольшой приморской компании, имеющей во владении несколько самолетов. - Все остальное типа «Су-26» - спортивно-пилотажные машины, никак не предназначенные для первоначального обучения. Аэропланы, которые сегодня имеются, построены лет 20 назад, а то и раньше. К сожалению, наш авиапром давно не выпускает учебно-тренировочные машины, а тем более машины первоначального обучения.
Впрочем, «Як-18» - в плане простоты эксплуатации очень хорош и в высшей степени управляем. Он вынес на своем хребте не одно поколение российских авиаторов и продолжает «порхать», стабильно вывозя народ в пятый океан. Есть еще эпохальный самолет «Ан-2». Это аппарат, который прощает все, кроме врожденного идиотизма и общей олигофрении пилота. Самолет привозит домой, сажает на любимую взлетно-посадочную полосу, иногда поперек, при этом жутко скрипя корпусом образца 1947 года, но не рассыпаясь и не разваливаясь.
ПОЧЕМ САМОЛЕТ
Вертолет «Ми-2» после капитального ремонта в стандартной комплектации можно купить в дочерних компаниях Миля за 80 тысяч USD. 200 тысяч USD - это уже суперсалон, новые польские двигатели с полным ресурсом.
Сегодня в Приморье на продажу имеются четыре «Ан-2» ВВС стоимостью от 10 до 12 тысяч USD из ремфонда – они не летающие, последний раз выполняли полеты в 1996-97 годах, но подлежат ремонту. Специалисты оценивают ремонт в 1 миллион 380 тысяч рублей, причем работы можно выполнить в Приморском крае.
Справка «В»
Стоимость первоначального обучения летному мастерству в Приморье - включая теоретическую и практическую подготовку - гражданам «на круг» обходится в семь-девять тысяч долларов. В центральных районах страны ненамного дешевле. Однако там почему-то ниже стоимость летного часа на тех же самых самолетах. Во 2-м московском аэроклубе, к примеру, стоимость обучения на «Як-18Т» - около 5800 долларов. Другое дело, что иногородние, обучаясь там, вынуждены жить в гостинице, расходовать финансы на питание, дорогу и прочее. В Литве стоимость курса для пилота-любителя: «Cessna 152» - 6000 USD, «Cessna 172» - 7200 USD. Время обучения - два месяца.
* * *
Вся российская авиация делится на несколько групп. Первая - государственная - это военно-воздушные силы, опытно-экспериментальные аппараты, конструкторские и так далее. Вторая группа - гражданская авиация, то есть коммерческая. Третья - авиация общего назначения, некоммерческая: сюда входят летательные аппараты, которые предприятия или частные лица заводят для личного пользования.
Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, «Владивосток»