Флейта, «Дум-2» и рыжая овсянка
Школьники Приморья привезли с всероссийских олимпиад беспрецедентно большое число побед.
Школьники Приморья привезли с всероссийских олимпиад беспрецедентно большое число побед.
Почему увлекся химией Сережа Дышловой? Нравится колдовать над формулами. Это как конструктор. Интересно досконально знать, как поведет себя вещество. Захватывающая жизнь молекул, нескончаемая интрига! А если в такой интриге, в природном соединении, полученном из морских организмов, лекарство от рака? Или новый материал?
Сергей учится в школе № 7 Владивостока. Он привез диплом второй степени по химии.
А еще парень играет на баяне. Считает, что музыка тоже развивает мозг. «У баяна огромные возможности: на нем хорошо играть фольклорную музыку – под настроение, а еще Моцарта и Баха - это то, что ближе к душе. Так же, как церковная музыка». Последняя книжка, которую прочитал не по химии, - «Алхимик» Паоло Коэльо. «Она про смысл жизни». Это помимо тысяч химических задачек из вузовских учебников, которые прорешаны на досуге. Любит Достоевского, очень понравились «Тихий Дон», «Мертвые души»…
«Родители не имеют отношения к химии, но папа окончил университет с красным дипломом. Когда он меня заставлял все учить, сначала я не слишком прислушивался. Но однажды он сказал: «Сынок, ты должен стать лучше меня». И что-то щелкнуло в голове: да, должен». Вот такая формула успеха…
«Очень просто стать победителем Всероссийской олимпиады по истории! Лично я прочитал все книги по предмету, которые есть в доме. А книг таких много», - без ложной скромности заявил Михаил Биндер, обладатель диплома первой степени и ученик владивостокской школы № 13.
Любовь к компьютеру еще одного «абсолютного чемпиона», обладателя диплома первой степени по информатике, участника уже множества международных соревнований по программированию Жени Шавлюгина из 23-й школы Владивостока начиналась с бесконечных коридоров компьютерной игры «Doom-2». Выходит, не так уж они вредны, эти ужасные игрушки? Правда, еще раньше – в 4 года папа научил играть в шахматы: логика, анализ ситуации, азарт и вкус к победе – тоже неплохие помощники.
У Володи Серебренникова, победителя олимпиады по экологии, 11-классника школы № 17 г. Артема, другая любовь: муравьи, птицы, все живое. «На даче он с упоением рассказывает про каждую букашку, умеет предсказать погоду, - говорит мама Елизавета Яковлевна, учитель истории той же школы. Абсолютно точно, что замечательная мама своей любовью, верой в сына и поддержкой сформировала мальчишку. – Несколько лет назад замечательный человек Олег Петрович Каминский пригласил его на свою биостанцию в Партизанском районе, неподалеку от деревни Михайловка. Здесь вместе с учеными Володя занимается исследованиями: отлавливают, кольцуют птиц, изучают пути их миграции. А еще он пишет стихи…».
Самой сложной для Володи на олимпиаде стала защита творческой работы - процесс линьки и процесс миграции рыжей овсянки! Интересная такая птичка в Приморье. И линька страшно интересная. Знает школьник и о том, как защитить природу, водоемы, леса… Между прочим, учителя и одноклассники приезжали встречать Володю в аэропорт!
Кроме своей любимой физики Денис Гизатулин (10-й класс, школа № 23 Владивостока, диплом первой степени по физике) любит наблюдать за аквариумными рыбками: говорит, нервы расслабляет.
Свой первый приемник Коля Сергеенко из Технического лицея Владивостока (завоевал диплом второй степени по технологии) собрал в первом классе. Теперь на Всероссийскую олимпиаду представил схемы для противопожарной сигнализации класса или школы – хитроумная система в несколько раз дешевле, чем действующие ныне. И состоит из деталей детских радиоуправляемых игрушек!
Аюна Мархоева из школы № 14 Находки (3-е место, технология) кроме того, что сильна в швейном деле, играет на флейте.
Куда пойдут учиться эти «золотые» дети? Многие мечтают о московских вузах: там горизонты шире. Кто-то собирается остаться учиться в Приморье: здесь тоже приличный уровень образования.
Что и говорить, ребят этих объединяет одно качество - одаренность. И все же одной ее мало. «Чаще всего такие дети из благополучных семей, - размышляет Игорь Бажанский, зампроректора ДВГУ, председатель краевого этапа Всероссийской олимпиады по физике. – Где сильны интеллектуальные традиции. Где родители умеют сформировать мотивацию к познанию. Важна и система: окажется ли на пути у одаренного ребенка хороший учитель, а потом тренер (к олимпиадам претендентов готовят тренеры). Заметили мы и другое: победители выходят не из всех подряд, а лишь из некоторых школ. Значит, там особая, творческая атмосфера».
Свою формулу, откуда ума палата, предложил папа блестящего мальчика Жени Шавлюгина Александр Иванович: «10 процентов природного дара и 90 – труда и пота».
Так просто?
Автор: Марина ИВЛЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»