«Обыкновенные» стеклоочистители созданы женщинами
Любопытная история создания в прошлом, самые высокие технологии и большое разнообразие предложений в настоящем – таковы «обыкновенные» стеклоочистители.
Любопытная история создания в прошлом, самые высокие технологии и большое разнообразие предложений в настоящем – таковы «обыкновенные» стеклоочистители.
Идея «дворников» впервые пришла в голову женщине. Столь изобретательной дамой была Мэри Андерсен, которая прониклась жалостью к бедным автомобилистам, вынужденным в дождь и снег либо открывать переднее стекло, либо ехать, высунув голову в окно. Некоторые историки, правда, оспаривают версию женского авторства, однако факт: патент на первый автомобильный стеклоочиститель в 1903 году получила именно мадам Андерсен.
Слегка усовершенствованный автостроителями «дворник» имел ручной привод и представлял собой простейшее устройство: проходящий сквозь верхний край рамы лобового стекла шток, у которого на одном конце крепился скребок, а на другом – рукоятка. Вращая ее, водитель счищал со стекла снег или дождевые потеки. C 1910 года у дворника появляются пневматический и механический приводы. И тут на арену вновь выходят женщины: авторство идеи применяемого сегодня электрического привода приписывают опять-таки даме – Шарлотте Бриджвуд, получившей соответствующий патент в 1917 году. В самом начале 20-х годов к концепции электрического привода «дворников» приглядываются спецы из компании Robert Bosch GmbH и берут идею в «плотную» разработку. И в 1927 году, в мае, бошевские инженеры представляют на рынок компактное электрическое устройство, знакомое сегодня всем. Почти 80 лет оно практически без изменений устанавливается на все авто.
С начала 50-х приходит время создания нынешнего типа щеток: тогда на автомобилях взамен плоских стали появляться выпуклые лобовые стекла, для которых прежние скребки уже не годились. Окончательно современный вид и конструкция щеток формируются к началу
60-х. Последние серьезные изменения в устройстве стеклоочистителей произошли в нынешнем тысячелетии, когда тон задали опять-таки инженеры Bosch, представившие оригинальную безрамную щетку Aerotwin, она считается на данный момент самой прогрессивной разработкой. Сегодня на изготовление «дворников» идут современные материалы и технологии. Но рынок есть рынок, поэтому существует и совершенно противоположный полюс качества «дворников». Азиатские производители уже научились копировать и конструкцию каркаса, и геометрию рабочей ленты, а вот с качеством материалов – упругостью, скольжением, износной и коррозионной стойкостью – дела обстоят плоховато. Первое, что стоит вспомнить тем, кто считает слишком дорогим делом покупать щетки в магазине оригинальных запчастей, – это то, что нужно воспользоваться общими для всех товаров правилами определения «паленки» – смотреть на исполнение упаковки и общий вид товара. Лакокрасочное покрытие на каркас должно быть нанесено равномерно и иметь вид твердого слоя. Сам каркас не дол
жен ощутимо шататься в соединениях, а арматура ленты в зажимах, напротив, должна перемещаться свободно, без заеданий. Рабочая лента должна иметь по прилегающему к стеклу краю прямоугольный срез, образующий две острые кромки. Никаких скруглений этих кромок на новых щетках быть не должно. Также ленты должны иметь однородную фактуру, цвет и выдержанную геометрию по всей длине без каких-либо утолщений, сужений, волн, заусенцев.
Автор: Юрий ЕФИМОВ, специально для «В»