Грузите деньги мешками
В советское время популярен был такой плакат: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Его для повышения сознательности масс где только не вывешивали. Однако после того как «железный занавес» рухнул и многие дорогие россияне смогли побывать за границей, они убедились – чисто бывает там, где убирают. Причем быстро, незаметно и очень регулярно. Именно поэтому в зарубежных аэровокзалах можно смело ложиться на пол в белой сорочке, и ни одна соринка к ней не пристанет. И без того абсолютно чистые полы там с регулярностью в 15-20 минут полируют влажной белой ветошью специальные служащие в униформах, стараясь при этом быть максимально незаметными для пассажиров.
В советское время популярен был такой плакат: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Его для повышения сознательности масс где только не вывешивали. Однако после того как «железный занавес» рухнул и многие дорогие россияне смогли побывать за границей, они убедились – чисто бывает там, где убирают. Причем быстро, незаметно и очень регулярно. Именно поэтому в зарубежных аэровокзалах можно смело ложиться на пол в белой сорочке, и ни одна соринка к ней не пристанет. И без того абсолютно чистые полы там с регулярностью в 15-20 минут полируют влажной белой ветошью специальные служащие в униформах, стараясь при этом быть максимально незаметными для пассажиров.
А мусорят за границей не меньше нашего. Знаменитые Елисейские поля в Париже к концу дня по щиколотки завалены бумажками, шелухой и прочими огрызками. Всякий, кто был в Китае, знает, что тамошнее население урн вообще не признает – все объедки, бутылки и банки швыряются прямо под ноги. Хоть на улице, хоть в поезде, хоть в гостиничном номере. И в Нью-Йорке то же - пока не проедут по городу рано утром спецбригады по сбору мусора, на улицу высовываться не стоит, все завалено мешками, пакетами и прочими бытовыми отходами. Но в целом любой заграничный город выглядит куда чище и опрятнее, чем наш любимый Владивосток. Почему? Об этом корреспондент «В» расспросил генерального директора Приморской ассоциации предприятий переработчиков отходов «Чистое Приморье», члена-корреспондента Российской экологической академии Игоря КОРШЕНКО.
- На вопрос, почему у них чисто, а у нас - нет, однозначно ответить трудно. Все зависит от целого комплекса социальных, психологических, экономических и управленческих причин. К примеру, во многих странах практикуется селективный сбор отходов. Отходы разделяются еще на стадии их сбора, и та часть, которая подлежит переработке, идет на производство вторичной продукции. Это выгодно.
К примеру, из всего объема образующихся твердых бытовых отходов в Приморье в год можно извлекать 200 тысяч тонн вторичного сырья. А это около 85 миллионов рублей. К тому же в мире существует огромное количество способов продвижения на рынок продукции, сделанной из вторичного сырья. У нас это пока «деньги, валяющиеся под ногами».
- Но почему, Игорь Феликсович?
- Главная причина - у нас нет системы сбора твердых бытовых отходов (ТБО). И даже если выбрать из мусора то сырье, которое имеется, мало кто сможет его перерабатывать. Нет в Приморье серьезных технологических линий. Допустим, те же пластиковые бутылки. Хорошее сырье для производства кровельного материала, но перевозить это сырье - все равно что возить воздух. Логика подсказывает, что экономичнее будет поставить прессы и молоть бутылки на месте их сбора. Можно перерабатывать шины, металл. Но начинать в любом случае надо с создания системы двухстадийного вывоза ТБО. Их выгодно будет собирать и быстро вывозить на сортировочно-перегрузочные пункты. Эта идея заложена в разработанной группой ученых по заказу администрации Приморского края краевой целевой программе «Отходы».
- Какие две стадии вывоза твердых бытовых отходов имеются в виду?
- Первая – это сбор отходов у населения, сортировка, дробление и извлечение оттуда всего, что полезно. Вторая – конечная утилизация того, что осталось невостребованным. Первый цикл может происходить на мусороперерабатывающих станциях. По нашему проекту это большой ангар, куда из жилых кварталов доставляется в специальных закрытых контейнерах все, что люди выбрасывают. Начинка такого ангара-модуля зависит от того, какие деньги имеются на стадии организации. Можно начинать с ручной переработки, потом довести процесс первичной переработки ТБО до полной механизации. Все, что остается, вывозится либо на мусоросжигательный завод, если оно горит, либо на свалку. Такие станции окупаются (при наличии годового объема отходов в 30 тысяч тонн) в течение недолгого времени - от полугода до двух с половиной лет. Экономический эффект – не менее 120 миллионов рублей ежегодно.
- Такой метод предполагает и участие в нем жильцов – по крайней мере, в первичной домашней сортировке?
- Да, и потому процесс сбора мусора будет выглядеть так. На площадке в жилом секторе стоит несколько разноцветных контейнеров, каждый предназначен для своего вида отходов. Японский микрогрузовик со стрелой подошел, поставил четыре чистых пустых контейнера, тут же загрузил заполненные четыре и привез их к месту сбора мусора. Во Владивостоке пунктов для переборки мусора достаточно двух-трех, по основным магистралям. Пробег маленький, выхлопы от этих автомобилей несоизмеримо меньше, чем от нынешних мусоровозок, на дорогах микрогрузовички более маневренны.
- А есть кому мусор перерабатывать?
- Конечно есть. В крае уже работают 30 предприятий – переработчиков отходов, именно эти предприятия и составили костяк нашей ассоциации «Чистое Приморье». Но когда краевая целевая программа «Отходы» заработает, таких предприятий станет значительно больше. Процесс является экономически целесообразным уже только потому, что сырье «не разбегается» по разным собственникам, его собственником является тот, кто вкладывает деньги в сортировку мусора, в мытье контейнера, производство новых контейнеров, транспортировку.
- Но ведь у нас нет пока таких контейнеров, о которых вы говорите…
- Нет никаких проблем с тем, чтобы разработать контейнер с зажимами, чтобы его не украли, с крышкой, легкий и со сроком службы в 10 лет. Его, кстати, легко можно отливать из тех же пластиковых бутылок. По нашим расчетам, Приморью требуется 46,5 тысячи таких контейнеров.
Кстати, мы посчитали, что новая система позволит снизить примерно на 8-10 процентов тариф на вывоз мусора для населения.
- А если граждане сами захотят сдать не нужное им барахло, например, старые матрасы, одеяла или бумагу?
- Наша система предусматривает организацию целой сети маленьких приемных пунктов по отдельным видам отходов: бутылки, банки, шины, промышленные отходы.
- А вы уверены, что наши сограждане захотят аккуратно выбрасывать мусор по разным контейнерам? Насколько я знаю, ни в одном городе России система селективного сбора отходов так и не заработала…
- Была бы добрая воля... Уже сейчас многие люди мусор складывают в пакеты. Если пойти дальше, то можно внедрить в сознание людей, чтобы мусор складывали в два пакета – в один то, что горит, во второй – то, что не горит. Или пищевые отходы – в один, а все остальное – в другой.
- А где такая система начнет работать и когда?
- Эксперимент начнется, скорее всего, в Уссурийске, потом в Находке и, вероятно, параллельно во Владивостоке. И думаю, что уже в этом году. Администрация Приморского края очень решительно настроена на то, чтобы навести порядок в утилизации отходов и сохранении окружающей среды.
Автор: Ольга АКСАКОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»