Посадка на нары

Весной прошлого года упал в Уссурийский залив взлетевший с палубы большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» вертолет Тихоокеанского флота «Ка-27ПС». Погибли все члены экипажа - четыре человека. Судебный процесс, состоявшийся недавно в военном суде Находкинского гарнизона, признал виновным в катастрофе командира эскадрильи Михаила Путятина. Подполковника обвинили в халатности при подготовке летного состава и осудили на 4 года несвободы.

12 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1553 от 12 май 2004

Весной прошлого года упал в Уссурийский залив взлетевший с палубы большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» вертолет Тихоокеанского флота «Ка-27ПС». Погибли все члены экипажа - четыре человека. Судебный процесс, состоявшийся недавно в военном суде Находкинского гарнизона, признал виновным в катастрофе командира эскадрильи Михаила Путятина. Подполковника обвинили в халатности при подготовке летного состава и осудили на 4 года несвободы. 

Ведь вот как бывает: только что человек летал и учил летать своих подчиненных, как тут же, прямо в зале суда, превратился в уголовника. Ему надели наручники и отвезли в ближайший СИЗО. Если более высокие инстанции не отменят приговор, то Михаил Путятин четыре следующих года своей жизни проведет в колонии-поселении. По-простому это называется «химией». Говоря более высоким штилем, «мертвая петля» военного судопроизводства захлестнулась на шее  одного из лучших специалистов тихоокеанской авиации.

«РУЧКУ ОТ СЕБЯ!..»

Катастрофа произошла 26 марта 2003 года в ходе учений ТОФ. «Ка-27ПС» совершил взлет с вертолетной площадки большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц». Пролетев около 400 метров, вертолет упал в море и затонул на 70-метровой глубине. При ударе о водную поверхность погибли командир экипажа подполковник Александр Топыричев, бортмеханик капитан Алексей Краснощеков, штурман экипажа капитан Андрей Коровин и фельдшер экипажа прапорщик Ренат Хамитов.

Основной версией катастрофы предварительно считалась изношенность техники. Вот что, например, поведал по горячим следам корреспонденту одного из российских СМИ сотрудник ТОФ:

«Не секрет, что в ВМФ имеется большое количество устаревшей авиатехники, поступившей на вооружение частей в середине 70-х годов прошлого века. Это в полной мере относится и к вертолетам «Ка-27», находящимся в эксплуатации около 30 лет».

Тот же источник напомнил, что за последнее десятилетие произошли три катастрофы вертолетов этого типа. В них погибли в общей сложности 19 человек.

СПРАВКА «В»

Корабельно-спасательный вертолет «Ка-27 ПС» предназначен для поиска и эвакуации с помощью внешней подвески приводнившихся космических аппаратов и их экипажей, для поиска и спасения терпящих бедствие в море на удалении до 300 км с подъемом на борт до 12 пострадавших. Машина оборудована специальными бортовыми пилотажным и навигационным комплексами «Ка-252 ПС» и радиоаппаратурой вывода на космические корабли. Первый вылет по кругу 30 августа 1974 года выполнил В. П. Журавлев. Вертолет «Ка-27 ПС» производится серийно на Кумертауском авиационном заводе с 1980 года. Летно-технические данные: максимальная скорость - 290 км/ч, максимальная дальность полета - 760 км.

Однако анализ показателей «черного ящика», поднятого со дна океана, определил в качестве наиболее вероятного виновника трагедии так называемый человеческий фактор. Расследование военного суда Находкинского гарнизона под председательством Владимира Гусева эту версию подтвердило.

Сохранилась аудиозапись переговоров последнего рейса приморского экипажа «Ка-27 ПС». Полет продолжался меньше минуты. Говорил только штурман. С 35 по 42 секунду полета капитан Андрей Коровин успел дать несколько вводных подполковнику Александру Топыричеву.

«Ну, не так резко! - отозвался штурман на неуклюжее движение командира. - Скорость, скорость, скорость, скорость! - несколько раз крикнул Андрей Коровин, глядя на бортовые приборы. - Прибавь, Сергеич! Скорость прибавь!.. Ручку от себя!..». И все. Ответом на «ручку от себя» было молчание. Через пару секунд вертолет упал в море.

Специальная комиссия по катастрофам, прилетавшая из Москвы, нарисовала такую картину происшествия.

Экипаж вертолета совершал третью попытку упражнения «взлет со стопа». Два первых вылета были произведены в светлое время суток. В третий раз вертолет взлетел с палубы корабля в 23 часа 9 минут местного времени. Видимость была нулевой, экипаж мог ориентироваться в пространстве только по приборам. На

30-й секунде полета летчик слишком резко взял ручку пульта управления на себя, и линия горизонта ушла с лицевой части прибора. Командир продолжал удерживать штурвал в положении «к себе».

На 41-й секунде вертолет перевернулся и, не успев завершить непроизвольную «мертвую петлю», столкнулся с поверхностью океана. Скорость вертолета в момент падения составляла недопустимо малые 50 метров в секунду. Смерть членов экипажа согласно данным судмедэкспертизы была мгновенной.

По заключению государственной комиссии, расследовавшей причины катастрофы, виновником аварии был командир экипажа. Он потерял пространственную ориентировку « в полете ночью над морем, что привело к перевороту вертолета через несущие винты относительно поперечной оси и последующему столкновению с водной поверхностью».

Дальше должны были последовать выводы: кто виноват в гибели экипажа, и, главное, кому отвечать за смерть четверых. Потерю пространственной ориентировки, по мнению комиссии, обусловили «нарушения в организации полетов, приведшие к выпуску в полет командира экипажа с недостаточной натренированностью в полетах на корабль и слабыми навыками в пилотировании по приборам».

Военный суд Находкинского гарнизона с этим выводом согласился и вынес беспрецедентное решение: ответить за ошибку летчика должен человек, готовивший пилота к полету.

ГРАЖДАНИН НАЧАЛЬНИК

То есть отвечали должностные лица и раньше. Но как? Кому-то из начальников выносили выговоры, в том числе строгие. Кого-то снимали с должности. А что касается прецедентов, то максимумом до сих пор считалось условное наказание по заведенному уголовному делу. Именно так - условно - были наказаны военные начальники после трагического столкновения трех «Витязей» с горой в Камрани.

Командира эскадрильи Михаила Путятина военный суд приговорил к четырем годам лишения свободы.

Обвиняющую сторону на суде представлял сотрудник военной прокуратуры ТОФ. В своих суждениях он был суров, как и полагается работнику столь серьезного ведомства. Просил у суда пять лет лишения свободы для обвиняемого. По свидетельству одного из командиров эскадрильи, картина преступления, нарисованная в обвинительном заключении, была такой мрачной, что Михаила Путятина впору было тут же отвести к стенке и расстрелять как врага народа.

Главным китом, на котором держится обвинительное заключение, является тезис: командир эскадрильи подполковник Путятин завышал оценки тренировочных полетов подполковника Топыричева. У последнего был большой перерыв в летной деятельности, и он не успел как следует восстановиться.

Мы побывали в Николаевке, где базируется эскадрилья, и поговорили с разными людьми. Сфотографировали «Ка-27ПС» и памятник погибшему экипажу, установленный у штаба воинской части. Сопровождавший нас летчик поведал, что камень для памятника был куплен в Карелии, гравировку на нем сделали в Москве. Расходы на мемориал, включая доставку, составили 36 тысяч рублей. Чтобы найти эти деньги, служащие воинской части пустили шапку по кругу.

Нам не удалось найти в гарнизоне ни одного человека, кого устроило бы решение суда.

Служащая части, участница женсовета полка Ирина Шлыкова рассказывает, что все были в шоке после вынесения приговора. Предполагали, что Путятину дадут два года условно, а получилось совсем наоборот.

Жена Путятина, мягко говоря, недоумевает. «В день приговора, - говорит Галина Вильевна, - муж до обеда был на работе. Пришел пообедать. Потом поехал в суд, там зачитали приговор и тут же надели наручники. Теперь он, получается, уголовник».

ЗАСУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК СТРАНЫ

Все это, конечно, странно. Начиная с того, что все время, что длилось следствие, подполковник Михаил Путятин тащил служебную лямку. В течение трех месяцев, начиная с седьмого апреля прошлого года, нес боевую службу на противолодочном корабле «Адмирал Пантелеев» в Индийском океане. Ну и «лопухнулись» же, получается, наши военные начальники, отправляя в заграничную командировку такого опасного преступника, как подполковник Путятин!..

Суд принял к сведению только одно смягчающее обстоятельство в пользу командира эскадрильи, а именно то, что у него на иждивении имеется семилетняя дочь. И почему-то совершенно не были учтены заслуги Михаила Путятина перед государством.

В летной иерархии подполковник Путятин занимает самую верхнюю строку. А иерархия такова: летчик третьего класса, летчик второго класса, летчик первого класса, летчик-снайпер. Есть еще звание заслуженный летчик России, но его-то Путятину теперь точно не видать. В сущности, его правильно было бы назвать «засуженным летчиком страны».

Специалистов уровня Путятина нет не только в части, но и на всем Тихоокеанском флоте. В военно-воздушных силах бывший летчик, ныне зек, служил более 20 лет, участвовал во множестве спасательных операций, подготовил 12 экипажей для боевых действий днем и ночью с корабля на стопе и на ходу. На стенде боевой славы в/ч 42822 Михаил Путятин упоминается как командир экипажа, участвовавшего в реализации программы «Ресурс 500» у берегов США и первым обнаружившего спускаемый аппарат космического корабля, запущенного НАСА в 1992 году в честь юбилея. За успешно проведенную операцию тогда еще майор Путятин был поощрен командующим космическими силами России.

Жителям Находки будет интересно узнать, что именно Михаил Путятин устанавливал купол церкви на Тобольской сопке. Другого летчика-виртуоза для выполнения этой сложнейшей операции найти не удалось.

Военный суд вменил в вину подполковнику Путятину то, что он нарушил правила подготовки экипажа к полетам и тем самым подорвал боеготовность воинской части. С этим мнением категорически не соглашается начальник ВВС и ПВО ТОФ генерал Иван Бахонко.

О ЛУЧШЕМ КОМЭСКЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

По словам командующего авиацией Тихоокеанского флота, с которым нам удалось побеседовать в штабе части, персональную ответственность за катастрофу несет командир экипажа.

- Летчик, отправляясь на задание, - объясняет генерал, - берет с собой не бутерброды, а жизнь - свою и экипажа. Подполковник Топыричев был опытным пилотом и все это прекрасно осознавал.

Приговор суда в отношении Путятина, по мнению высокого военного начальника, был слишком суров.

- Людям свойственно ошибаться, - продолжает военачальник. - Мы это понимаем, делаем выводы, пытаемся исправляться. Те нарушения, которые были допущены командиром эскадрильи при подготовке подполковника Топыричева к полетам с «Адмирала Трибуца», на мой взгляд, не могли предопределить столь трагический исход учений. Может быть, были какие-то казусы в ведении документации, в том числе с завышением оценок по тренировочным упражнениям. Но командир знает своего подчиненного не по журналу отчетности...… И я совершенно уверен, что подполковник Путятин - не преступник.

Мы не берем на себя функцию адвокатов. На них, кстати сказать, собирали деньги (все по тому же принципу - «шапка по кругу») все военнослужащие гарнизона. Но понятие здравого смысла вроде бы никто еще не отменял.

Самым страшным наказанием для Михаила Путятина, как мы поняли из общения с сослуживцами экс-комэска, было бы отстранение от полетов. А то, что лучшего летчика ТОФ приравняли к уголовникам, - это как попасть в другое измерение. Летчикам и космонавтам случается встретиться с НЛО, но чтобы на земле попасть в подобный переплет…

Разумеется, адвокат Михаила Путятина подал апелляционную жалобу на решение Находкинского военного суда.

И все-таки вернемся к началу. Нам не отвертеться от вопроса о причинах столь жестокого решения суда. Мы можем спрашивать об этом обвинителя и судью, но ответ, как нам кажется, заключается в самом слове «беспрецедентность».

«Ну и что, что раньше военачальников за гибель экипажа не сажали?» - вопросом на вопрос ответит служитель закона. И будет прав. Раньше было телефонное право, а нынче демократия шагает по стране. А демократия, как выразился известный журналист Андрей Нуйкин, жестокая дама. Нет уверенности в том, что она вылечит нас от природного русского разгильдяйства, но чему-то все-таки научит...

Если честно, то мы на стороне командира эскадрильи. Михаил Путятин сейчас мается во владивостокском СИЗО. Вместе - и наравне - с уголовниками. Нехорошо это.

Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток", фото автора и из архива Путятиных