Расхитителям - по рукам

Мосгорсуд признал всех обвиняемых по так называемому крабовому делу виновными в мошенничестве. Экс-помощник погибшего губернатора Магадана Виктория Тихачева, директор Магаданского НИИ рыбной отрасли Александр Рогатных и бывший замглавы Госкомрыболовства Юрий Москальцов получили в общей сложности 11 лет заключения.

15 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1541 от 15 апр. 2004

Мосгорсуд признал всех обвиняемых по так называемому крабовому делу виновными в мошенничестве. Экс-помощник погибшего губернатора Магадана Виктория Тихачева, директор Магаданского НИИ рыбной отрасли Александр Рогатных и бывший замглавы Госкомрыболовства Юрий Москальцов получили в общей сложности 11 лет заключения.

Во вторник Мосгорсуд вынес приговор троим обвиняемым по так называемому крабовому делу. Бывший заместитель главы Госкомрыболовства Юрий Москальцов приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Суд признал его виновным в мошенничестве в особо крупных размерах (ч. 2 ст. 159 УК РФ) и злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ). Москальцов, который до вынесения приговора находился под подпиской о невыезде, был взят под стражу в зале суда.

Бывшему советнику погибшего губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, владелице «Дальрыбфлота» и «Магаданрыбфлота» Виктории Тихачевой суд определил наказание в четыре года лишения свободы. Согласно приговору она признана виновной в мошенничестве в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

Директор Магаданского НИИ рыбной отрасли Александр Рогатных получил три года с отбыванием наказания в колонии-поселении, будучи признанным виновным по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями в коммерческой организации).

Уголовное дело о злоупотреблениях в рыбной отрасли было возбуждено во время расследования обстоятельств убийства губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, которого застрелили 18 октября 2002 года на Новом Арбате. В ноябре 2002 года в ходе проверки, которую проводила генпрокуратура, ее следователи возбудили уголовное дело по ст. 159 УК РФ о хищении в крупных размерах водных биоресурсов, «совершенном путем мошенничества в составе организованной группы».

В Магадан выехала группа следователей из Москвы, которая за короткий срок возбудила несколько десятков «экономических» дел. Самым громким из них оказалось мошенничество с получением дополнительных «научных» квот по вылову краба-трубача на $20 млн. За каждую выловленную тонну правительство России выплачивало руководству региона по $2-3 тыс. (эти деньги можно было получить еще до вылова краба). Более того, самого краба можно было продать коммерческим структурам для последующей реализации, оформив как использованного «в научных целях».

По мнению следствия, преступники нанесли урон государству на $38,5 млн.

Следствие обнаружило, что к делу причастно руководство Магаданской области. Выяснилось, что в этой сделке участвовали как сам губернатор Валентин Цветков, так и его советник по рыбной отрасли Виктория Тихачева. Именно ей удалось резко увеличить «научные» квоты, распределяемые на 2002 год (именно она собирала подписи членов специальной комиссии). Как заявил курирующий расследование этого дела заместитель генпрокурора Владимир Колесников, «Тихачевой инкриминируется то, что она мошенническим путем в составе организованной группы похитила у государства морепродуктов на сумму в несколько миллионов долларов». От Госкомрыболовства бумаги подписывали заместители председателя Леонид Холод и Юрий Москальцов. Против всех участников сделки были возбуждены уголовные дела. Правда, вскоре против Холода дело прекратили «за отсутствием состава преступления».

По мнению же защиты, у дела не было судебной перспективы. Как заявил тогда «Газете.Ru» адвокат Борис Кузнецов, «невозможно похитить биоресурсы, украсть можно только добытую продукцию, рыбу или краба». По его мнению, именно поэтому в деле не было никакого преступного умысла, а значит, в действиях его подзащитных не было и состава преступления. Тем более что экспертиза, проведенная следствием, свидетельствует: запрос на вылов краба, поданный Магаданом в Госкомрыболовства, не превышает так называемый общий допустимый улов, установленный правительством России.

Тем не менее суд согласился с доводами следствия, что фигуранты дела под видом научных исследований биоресурсов в малоизученных районах проводили промысловую ловлю краба-стригуна и краба-трубача, и вынес решение о виновности всех подсудимых.

Защита намерена обжаловать решение Мосгорсуда в вышестоящей инстанции.

Автор: Газета.Ru