В конце пути минтаевой путины
Завтра последний день зимне-весенней Охотоморской рыбопромысловой экспедиции. Однако предварительные итоги можно подвести уже сейчас. В число предприятий Приморья, 100-процентно выбравших свои квоты, уверенно войдет Преображенская база тралового флота. «В» попросил генерального директора ПБТФ Арслана ВИСАИДОВА поделиться своим мнением о прошедшей рыбалке.
Завтра последний день зимне-весенней Охотоморской рыбопромысловой экспедиции. Однако предварительные итоги можно подвести уже сейчас. В число предприятий Приморья, 100-процентно выбравших свои квоты, уверенно войдет Преображенская база тралового флота. «В» попросил генерального директора ПБТФ Арслана ВИСАИДОВА поделиться своим мнением о прошедшей рыбалке.
- Сразу подчеркну, в моих словах нет субъективизма, только боль за общее дело. Менеджмент большинства приморских компаний сработал недальновидно. Ярким примером служит фирма «Акваресурсы», проводившая промысел по квотам «Дальморепродукта» и сделавшая ставку на камчатское предприятие «Океанрыбфлот». Естественно, камчадалы вперед выбирали собственные лимиты, которые тоже весьма значительны, и уж потом работали по квотам ДМП.
Это одна из причин отставания приморцев по выборке квот. Важным фактором недополученных денег является следующее: при добыче биоресурсов флотом соседних регионов значительная часть пойманной продукции или финансовых средств за работу и по налогам уходит на сторону. Финансисты могут подсчитать, сколько именно недополучил наш край. Приморье располагает самым мощным добывающим флотом и перерабатывающей базой. Было бы разумно объединить усилия, а не распылять квоты по другим регионам. В то же время траулеры ряда приморских предприятий с готовыми экипажами и документами на промысел были вынуждены простаивать в портах. А это работа, зарплата, налоги, социальная помощь, средства на дальнейшее развитие.
Я профессионал, отдал рыбной промышленности более 20 лет. Поэтому уверен, что департамент рыбного хозяйства края был обязан повлиять на ход нынешней путины и максимально загрузить собственные производственные мощности. Если и дальше относиться подобным образом к своему флоту и переработке, к десяткам тысяч рыбаков и членам их семей, то это приведет к значительному сокращению потенциала и упадку отрасли.
Я говорил об этом и на последнем рыбохозяйственном совете, предложил приморским рыбопромышленникам воспользоваться судами Преображенской базы. На момент путины у причальной стенки в Преображении стояла треть флота, отремонтированного, имевшего все необходимые документы и укомплектованного экипажами. Мы реально могли помочь рыбакам края в освоении лимитов. И в интересах исполнительной власти края было выступить посредником в экономических переговорах между владельцами квот и владельцами флота. К сожалению, из-за правового вакуума у власти нет рычага воздействия на предприятия. Поэтому надо было находить иные способы взаимоотношений с ними. Считаю, в будущем руководители компаний должны вместе регулировать ситуацию, чтобы в перспективе у федеральных чиновников не поднялась рука отнять часть квот из-за того, что их не выбирают.
- Как вы оцениваете нынешнюю промысловую обстановку в Охотском море?
- Она оказалась на редкость плохой. В том числе и поэтому надо было выставлять на промысел дополнительные суда. Ведь работа началась не 1 января, а лишь 25-го. Хотя, с другой стороны, в этом тоже есть определенный плюс: поскольку только в этот период начинается подход икряного минтая. И экономическая отдача от каждой тонны сырца становится максимальной.
- Насколько мне известно, у ПБТФ в Охотоморье находится наиболее представительная эскадра.
- Там работают 2 плавбазы, 10 СТРов и БМТР «Бухта Преображения». Причем два траулера вышли в море позже, что связано с тяжелой ситуацией в Северо-Охотоморской подзоне. На этом участке моря компании края, да и всего Дальневосточного бассейна понесли ощутимые потери.
- Арслан Изатович, год назад в Охотоморье представители фискальных органов постоянно терроризировали экипажи и капитанов бесконечными проверками. Как было на этот раз?
- Число проверок не уменьшилось. Однако рыбаки с пониманием относятся к работе пограничников и инспекторов. Ведь им удалось справиться с валом браконьерства. В этом году задержаний были единицы. Конечно, и законодательство изменилось. Ведь раньше правительство своей политикой подталкивало мелкие фирмы к браконьерству. Сейчас у компаний появилась возможность честно вести рыбалку, на 5 лет вперед выстраивая свои планы.
- В СМИ прошла информация о том, что Преображенская база не выбирает квоты и тянет назад показатели всего края…
- Эта информация явилась результатом чьей-то невнимательности или некомпетентности. Возможно, кому-то хотелось представить преображенцев в числе аутсайдеров. На самом же деле ситуация такова. В нынешнем году предприятие изменило стратегию минтаевого промысла. Раньше рыбалка начиналась одновременно во всех трех подзонах равным количеством судов. Сейчас весь флот сосредоточился в Камчатско-Курильской подзоне, затем переместился в Западно-Камчатскую, а в середине марта - в северную часть. Поэтому к 15 марта из 11 тысяч тонн в этом районе было выбрано 2 тысячи. Только эти цифры и появились в СМИ, а о результатах работы предприятия в других районах промысла сказано не было. Хотя на тот момент ПБТФ уже освоила 6 тысяч в Западно-Камчатской подзоне, 5 тысяч – в Камчатско-Курильской. В целом же процент освоения лимитов у Преображенской базы был выше, чем средний приморский показатель.
Сегодня у нас есть уверенность в том, что ПБТФ завершит промысел с результатом в 100 процентов. Но ведь мы могли помочь коллегам, и в выигрыше был бы весь край.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»