Российский Дальний Восток подхватил китайскую лихорадку

Пограничный, Россия, 30 марта 2004 года. Недавно на этой пустынной местности, где Россия встречается с Китаем, мерцали яркие вспышки голубого пламени: это российские сварщики, повернувшись спиной к колючему сибирскому ветру, трудились над новым своеобразным заграждением.

1 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1533 от 1 апр. 2004

Пограничный, Россия, 30 марта 2004 года. Недавно на этой пустынной местности, где Россия встречается с Китаем, мерцали яркие вспышки голубого пламени: это российские сварщики, повернувшись спиной к колючему сибирскому ветру, трудились над новым своеобразным заграждением.

Внутри ограды из стальной сетки будет размещаться зона свободной торговли площадью 75 акров (1 акр = 0,404686 га), где россияне и китайцы смогут свободно общаться без виз, делать покупки в громадном универсальном магазине, лечиться в клинике восточной медицины, производить беспошлинные товары на фабриках и останавливаться в пятизвездочном отеле.

«Ничего похожего в России нет, а в мире таких мест очень мало», - сказал Сергей Дарькин, губернатор Приморья, когда мы возвратились во Владивосток. Он с энтузиазмом рассуждал об этом пограничном переходе и одноименном приграничном городе.

Десятилетиями в России слово «пограничный» означало военную службу. Но сегодня на российском Дальнем Востоке оно означает возможность делать деньги. После многих десятилетий недоверия, которые сдерживали развитие этого региона, он стремительно догоняет остальную Азию. Он подхватил китайскую лихорадку.

Российские губернаторы лезут из кожи вон, чтобы создать зоны свободной торговли, улучшить железнодорожные связи, построить автомобильные мосты и организовать пункты обмена рублей на юани и наоборот. Тихо, без единого выстрела в тарифной войне восточная треть России следует по пути остальной Азии в экономическую орбиту Китая.

Китай сегодня является главным торговым партнером в регионе. На полках мало товаров из европейской России, которые всегда продавались здесь как награда, учитывая большие транспортные расходы на их доставку по Транссибирской железной дороге.

«Наших совместных предприятий с Китаем сегодня больше, чем с Японией, Южной Кореей и США вместе взятыми, и главным образом это предприятия торговли, а также лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей», - сказал Владимир Кучук, советник губернатора Хабаровского края, который планирует зоны свободной торговли с Китаем на двух пограничных переходах.

Если взглянуть пошире, прогнозируется, что в 2004 году оборот российско-китайской торговли достигнет 22 млрд. долл. США, что означает пятикратный рост за пять лет.

В феврале было объявлено о двух многомиллиардных сделках.

Крупнейшая в России нефтяная компания «Юкос Ойл» согласилась ежегодно, начиная с 2006 года, экспортировать в Китай 300000 баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов равен 158,78-158,95 л) российской нефти, что почти в три раза больше, чем уровень китайского импорта нефти из России в 2003 году. А в 2003 году китайский импорт российской нефти был почти в два раза больше, чем в 2002 году. В соответствии с самым свежим соглашением с китайскими государственными компаниями «China National Petroleum Corporation» и «China Petrochemical Corporation» почти вся нефть будет доставляться в Китай по железной дороге, либо через Пограничный, либо через Забайкальск - приграничный город примерно в 500 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) юго-восточнее озера Байкал.

Китай в феврале сего года объявил еще об одном соглашении, которое предусматривает, что вскоре он начнет осуществлять рассчитанный на 15 лет проект строительства железнодорожной магистрали, которая протянется от Пограничного на 870 миль в юго-западном направлении к городу Далянь, морскому порту провинции Маньчжурия. Эта железнодорожная магистраль позволит также увеличить поток китайских грузов в Россию, в порт Владивосток, расположенный в 125 милях к юго-востоку. Одновременно Китай объявил о планах инвестиций на общую сумму 7 млрд. долл. США с тем, чтобы начать активно развивать свои давно находящиеся без внимания северо-восточные провинции.

Постепенно малонаселенные восточные районы России начинают следовать экономической модели, которая доказала свою успешность в Канаде: экспорт ресурсов промышленно развитому южному соседу. Большинство канадских провинций больше торгуют в направлении север-юг с Соединенными Штатами, чем в направлении восток-запад с остальными регионами Канады.

Китай сегодня обращает свой взор на российский Дальний Восток, где есть нефть, природный газ, лес и электричество, вырабатываемое построенными на плотинах гидроэлектростанциями. Поскольку в Китае быстро растет нехватка зерновых, эта страна в ближайшем будущем, возможно, станет рассматривать огромные российские просторы как свою «хлебную корзину». Российский Дальний Восток, где проживают всего 7 миллионов человек, способен обеспечить китайцам землю и ресурсы. А Китай, в северных провинциях которого проживают 140 миллионов человек, может обеспечить рабочую силу.

«Китай с его быстрорастущим дефицитом природных ресурсов является крупнейшим торговым партнером в регионе и окажет огромное воздействие на характер развития региона, - пишет Джош Невелл (Josh Newell) в своей новой книге «The Russian Far East: A Reference Guide for Conservation and Development» («Российский Дальний Восток: справочное руководство по сохранению и развитию»). - Китайские, японские и южнокорейские рынки сегодня затмевают собой экономические связи с европейской Россией».

Для России и Китая, которые не далее как 35 лет назад вели неподалеку отсюда кровопролитные пограничные схватки, рост перемещения товаров через границу является поразительным.

«Здешний пассажиропоток в 2003 году вырос на 22% и достиг примерно 175000 человек», - сказал Владимир Пирогов, начальник станции на расположенном неподалеку отсюда железнодорожном переходе Гродеково. Сотни российских и китайских пассажиров прошли через таможню под окнами его кабинета, волоча разрешенные им 110 фунтов (1 фунт = 0,453592 кг) беспошлинной ручной клади.

Здешний грузооборот в 2003 году вырос на 27%, несмотря на то, что приходится справляться с головной болью от перестановки вагонов с колеи одной ширины на колею другой ширины (это была попытка помешать военному вторжению). Россия выделяет 90 млн. долл. США на пятилетнюю программу, призванную увеличить в два раза возможности обработки грузов здесь и на пограничном железнодорожном переходе в Забайкальске.

Не реже одного раза в месяц происходят встречи российских и китайских железнодорожных чиновников, на которых обсуждаются новые проекты; например, в последний раз шла речь об оптико-волоконном кабеле вдоль 2000-мильной международной железнодорожной колеи, которая проходит через Пограничный. Другое предложение, получающее все большую поддержку, касается строительства через границу двух новых железнодорожных веток, чтобы можно было подвозить больше китайских грузов к Транссибирской железной дороге. Одна такая ветка, которая вступила в эксплуатацию южнее Пограничного в декабре прошлого года, сегодня рекламируется как «Золотое звено».

Имея такие железнодорожные связи, Россия надеется взять на себя функции перевалки китайских грузов в пяти крупных российских портах на побережье Японского моря.

В феврале нынешнего года открылся международный автобусный маршрут из Владивостока в Харбин, древнюю столицу Маньчжурии. Повсюду в регионе самые гладкие асфальтированные дороги сегодня выводят к пограничным переходам на российско-китайской границе, так как российские губернаторы направляют ассигнованные им на развитие автодорожной сети скудные деньги на те дороги, которые обещают экономическую отдачу. В 2003 году суммарная стоимость товаров, ввезенных железнодорожным и автомобильным транспортом из Суйфэньхэ (Suifenhe), китайского города, который находится напротив Пограничного, достигла 220 млн. долл. США, что представляет собой шестикратный рост по сравнению с 2002 годом. Чиновники Амурской области объявили, что совместное российско-китайское предприятие построит пересекающую границу автодорогу и железнодорожный мост через реку Амур (сравнимую с рекой Миссисипи) в Благовещенске.

16 января с. г. на этом пограничном переходе расположенный по другую сторону границы китайский город Хэйхэ (Heihe) стал моделью экономической свободы нового типа, которая, кажется, становится заразительной для российской стороны. Китайские власти объявили весь город зоной свободной торговли, разрешив россиянам приезжать туда и оставаться там без виз в течение 30 суток, ездить там на собственном автотранспорте и покупать там недвижимость.

В первые три недели число посещающих этот город россиян увеличилось на 50%, а трое россиян купили себе квартиры, сообщил французскому новостному агентству «France-Presse» директор городского торгового бюро Янь Юнпен (Zhang Junpeng). Для укрепления торговых связей с Россией этот город планирует построить две промышленные зоны и международный аэропорт.

Это большие перемены для российского Дальнего Востока. Прежде здесь видели в Китае угрозу, а не возможности.

Времена переменились, сказал губернатор Приморского края Дарькин в своем владивостокском офисе. Он вспоминает, что, когда он занял эту должность, его предшественник Евгений Наздратенко предостерегал его: «Китайцы, гони ты их прочь, гони их отсюда!».

Автор: Джеймс БРУК , «The New York Times» (США), 30 марта 2004 г., ИноСМИ.Ru