Айсберг в Золотом Роге
Решение проблем с водоснабжением Владивостока лежит на поверхности, уверены ученые Института изучения Антарктики и Арктики Российской академии наук.
Решение проблем с водоснабжением Владивостока лежит на поверхности, уверены ученые Института изучения Антарктики и Арктики Российской академии наук.
Если точнее, то на акватории Мирового океана вокруг Южного и Северного полюсов. Специалисты-полярники из Санкт-Петербурга предлагают брать имеющиеся айсберги или откалывать (точечными взрывами) ледяные массы и транспортировать их морем до Владивостока.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ…
Впрочем, эта идея не нова. В свое время в период сильнейшей засухи в Южно-Африканской Республике режим апартеида буксировал из Антарктиды, из района Земли Королевы Мод, айсберги. Цепляли, а точнее гарпунили их на исходе лета для Южного полушария, а доставляли в зиму, дабы ледяные глыбы не таяли слишком быстро на подходе к африканскому континенту. Возле Кейптауна айсберги распиливали на части, загружали в емкости. Причем этой чистейшей воды хватило не только на собственные нужды. ЮАР стала импортировать ее в бутылках в Европу, Северную Америку и на Ближний Восток.
Предпринимались и более смелые попытки транспортировки айсбергов через всю Атлантику с юга на север к берегам США и странам Карибского бассейна. Однако этот бизнес в конце 50-х годов прошлого столетия не получил развития. При прохождении экватора айсберги стремительно испарялись – но не до основания, поэтому расходы превышали объемы полученной прибыли. Тем не менее ученые считают, что если их обрабатывать специальными растворами или накрывать защитной пленкой от палящих лучей солнца на экваторе, то миллионы литров воды во льду можно спокойно доставлять до места назначения.
Не менее интересной является затея Украины, тем более что она связана с Приморьем. Полтора десятка лет назад группа предпринимателей братской республики решила сделать необычный бизнес на встрече миллениума. На Николаевском судостроительном заводе (где делали советские тяжелые авианосные крейсера, балкеры, большие автономные траулеры и сейнеры для прибрежного лова) заказали по специальному проекту траулер-морозильщик ледового класса. Он должен был отправиться в Антарктиду. Там - выпиливать лед, которому две тысячи лет, полученную воду разливать в бутыли и продавать ее по всему миру. Вода возраста Иисуса Христа. Кстати, и судно так называлось – «Иисус Христос – 2000», следы от этих букв и цифр до сих пор различимы на БАТМ. Траулер построили на 80 процентов, однако не хватило средств на покупку оборудования для внутренних цехов. Судно выставили на продажу, но никто не заинтересовался им в Черноморском бассейне. Покупатель нашелся на российском Дальнем Востоке. Судно приобрела Преображенская база тралового флот
а, дала ему имя «Бухта Преображения». Сейчас траулер ловит и перерабатывает минтай и селедку в Охотском и Беринговом морях вместо задуманного ранее распиливания льда в Антарктике.
…И РЕАЛЬНЫЕ МЕРИДИАНЫ
Но это все история. Питерские ученые предлагают на выбор два варианта водоснабжения города нашенского. Первый касается все той же Антарктиды. Минусами проекта являются значительная удаленность от побережья Приморья и прохождение через экватор. Второй путь значительно короче, к тому же избегает жарких морей. Речь идет о Северном Ледовитом океане. Здесь можно цеплять айсберги в районе Гренландии, но их практически невозможно транспортировать Северным морским путем. Есть решение гораздо проще. Вырезать (взрывать) многометровые ледовые массивы в районе канадской Арктики, если даст разрешение правительство Страны кленового листа. Несколько таких самодельных айсбергов можно смело буксировать даже без защитных мер от солнца и теплых течений Тихого океана. Да и расстояние не столь уж велико через моря Бофорта, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское. Один рейд сразу же перекроет все возможные максимальные запасы водохранилищ на юге Приморья и обеспечит чистой пресной водой Владивосток на пару лет вперед. Понятно,
что вода станет дороже нынешней, но ведь был период до революции, когда во Владивосток завозили воду танкерами из Японии и продавали на пирсах у Золотого Рога и бухты Кирпичного Завода ведрами.
Российские полярные исследователи даже предложили для рассмотрения судно, которое может справиться с поставленной задачей. Им может стать дизельный ледокол «Капитан Хлебников», трудившийся в составе Дальневосточного морского пароходства. У экипажа имеется колоссальный опыт работы в северных и южных широтах – по договору с немецкой туристической компанией моряки возят богатых западных туристов к Антарктиде и по Северному Ледовитому океану. Они не боятся айсбергов, за отдельную плату высаживают на вертолетах экстремалов на их верхушки, организуя там пикники с шашлыками. И наконец, моряки «Капитана Хлебникова» осуществляли буксировку огромных доков через моря и океаны...
Так что снабжение Владивостока пресной водой с «белых шапок планеты» не миф, а готовая к воплощению реальность. Причем в короткие сроки.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток» :-)