Альтернатива есть
Общеизвестно, что по количеству автомобилей на душу населения Приморье давно уже «впереди России всей» и уступает по этому показателю разве что Калининграду. Однако, как говорят в народе, «не автомобилем единым жив человек». Существуют и другие не менее интересные транспортные средства, способные доставить своим владельцам массу приятных впечатлений от поездки.
Общеизвестно, что по количеству автомобилей на душу населения Приморье давно уже «впереди России всей» и уступает по этому показателю разве что Калининграду. Однако, как говорят в народе, «не автомобилем единым жив человек». Существуют и другие не менее интересные транспортные средства, способные доставить своим владельцам массу приятных впечатлений от поездки.
Вот о них-то - «альтернативных аппаратах для передвижения в пространстве» - мы и расскажем в этой статье.
Начнем с самых доступных и распространенных. То есть с мокиков и мотоциклов. Сразу предупреждаем: прежде чем решиться на их покупку, подумайте о кубатуре мотора. Наименее хлопотный вариант - техника с объемом двигателя до 50 куб. см. То есть всевозможные мокики и мопеды, выбор которых во Владивостоке довольно велик. Да и цена божеская - от 100 до 400 долларов.
Главное достоинство 50-кубовой техники - это то, что ее не требуется ставить на учет в ГИБДД, да и права с мотоциклетной категорией не нужны. Хотите ездить по дорогам общего пользования? Пожалуйста! Никто вам не запрещает. Хотя Правила дорожного движения выучить, конечно, не помешает.
Тем, кому хочется что-нибудь помощнее, нужно быть готовым к некоторым формальностям. Первая - мотоцикл или скутер с объемом двигателя более 50 кубиков надо поставить на учет в ГИБДД. Причем эту процедуру должна пройти любая мототехника, предназначенная для движения по дорогам общего пользования. 60 куб. см, 80 или 500 - уже неважно, хотя 100-кубовый дорожный скутер с виду мало чем отличается от «полтинника». Единственное исключение - это спортивные мотоциклы, подготовленные для кросса, триала или соревнований по бездорожью. Регистрировать их в ГИБДД не надо, однако и ездить в этом случае разрешается только вне дорог общего пользования или на специальных закрытых трассах. Если вас это не устраивает, придется покупать нормальный мотоцикл, ставить на учет в РЭО, да еще и обзаводиться категорией «А» в водительском удостоверении. Сами понимаете, за полчаса эти дела не делаются, а значит, придется посуетиться...
Помимо мокиков и мотоциклов в природе существует и другая мототехника. Причем гораздо более интересная, но, к сожалению, и более дорогая. Это водные мотоциклы и 4-колесные мотовездеходы, именуемые также квадрициклами. Первых в Приморье заметно больше - край-то у нас морской.
Водные мотоциклы - аппараты весьма серьезные, поэтому на учет их ставить нужно в обязательном порядке. Но не в ГИБДД, а в местных органах государственной инспекции маломерного флота. Во Владивостоке, например, она располагается на проспекте «Красного знамени», 73. На водный мотоцикл, как и на яхту или катер, выдается судовой билет и присваивается бортовой регистрационный номер. Кроме того, владельцу гидроцикла придется пройти краткий курс обучения и получить специальные права судоводителя.
Кстати, любой водный мотоцикл вне зависимости от его класса, марки и страны производства обязан проходить ежегодный технический осмотр, а его передача во временное пользование другому лицу осуществляется на основании доверенности. То есть дать покататься другу «за просто так» вы не имеете права. Впрочем, нам факты наказания владельцев гидроциклов за такие проступки пока неизвестны.
Теперь что касается такой экзотичной техники, как квадрициклы. Вынуждены вас огорчить, подобная техника тоже попадает под разрешительную систему, но только не в ГИБДД, а в инспекциях гостехнадзора. То есть там же, где регистрируются тракторы, дорожная техника, экскаваторы и прочий неавтомобильный транспорт.
В городской или районной инспекции гостехнадзора 4-колесники ставят на учет и выдают на них специальные – тракторные номерные знаки. Здесь же можно получить и внедорожные права - удостоверение тракториста-машиниста категории «А», необходимое для легального управления квадрициклом. Если у вас уже есть обычные мотоциклетные права, то в трактористы запишут автоматом, а вот владельцам автомобильных корочек, возможно, придется сдать практический экзамен. В худшем случае (если никаких прав вообще нет) отправитесь за парту - учиться на тракториста-любителя.
Стоит, правда, признать, что владелец незарегистрированного четырехколесника или тот, кто ездит без специальных прав, сейчас практически ничем не рискует. Но если во время покатушек вы умудритесь не разъехаться с настоящим трактором, не сумеете увернуться от коровы или, не дай бог, покалечите людей, отсутствие внедорожных прав может обойтись вам очень дорого. И из потерпевшего вы тот час превратитесь в обвиняемого. А еще имейте в виду, что любой технике класса квадрициклов вне зависимости от наличия или отсутствия у вас специальных прав путь на дороги общего пользования заказан. Так что доставлять ее в места для катания придется трейлером или грузовичком...
Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»