Чувствую, хочу играть

Театральная публика Владивостока любит своих актеров. Одни ждут премьеры в академическом театре драмы им. Горького, вторые – в Камерном театре драмы, третьи - в Театре ТОФ. Маленькие зрители спешат в Театр кукол. Играют Чехова, Горького, Вампилова в студиях и театрах городов Приморья. Что дальше? Снова спектакли. Уже с участием молодых талантов, будущих маститых. В том, что эти таланты есть, вряд ли надо сомневаться. Сдача дипломной постановки 4-го курса театрального факультета академии искусств походила на детектив. К 15 часам двери аудитории, затянутой черным полиэтидденом, были плотно закрыты: никого не впускать, спектакль начался, а актерский кураж – дело хитрое. Легко сбиться, уйдет интонация – и пропал спектакль. Тем более что для дипломной работы руководитель курса Ирина Лыткина выбрала довольно сложный материал – пьесу Горького «На дне».

26 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1530 от 26 март 2004

Театральная публика Владивостока любит своих актеров. Одни ждут премьеры в академическом театре драмы им. Горького, вторые

– в Камерном театре драмы, третьи - в Театре ТОФ. Маленькие зрители спешат в Театр кукол. Играют Чехова, Горького, Вампилова в студиях и театрах городов Приморья. Что дальше? Снова спектакли. Уже с участием молодых талантов, будущих маститых. В том, что эти таланты есть, вряд ли надо сомневаться. Сдача дипломной постановки 4-го курса театрального факультета академии искусств походила на детектив. К 15 часам двери аудитории, затянутой черным полиэтидденом, были плотно закрыты: никого не впускать, спектакль начался, а актерский кураж – дело хитрое. Легко сбиться, уйдет интонация – и пропал спектакль. Тем более что для дипломной работы руководитель курса Ирина Лыткина выбрала довольно сложный материал – пьесу Горького «На дне».

Более трех часов (с перерывами) длится действо, а по сути герои проживают целую жизнь. Как жить

– по совести или по воровским понятиям ночлежки, где собрались по разным причинам упавшие на дно люди? Кому нужна эта самая совесть, ведь не товар, который можно выгодно продать или поставить на кон? Страсти рвутся в клочья. Выпустив дым из раскуренной взаправду папиросы, будущие актеры ищут ответ на вечные вопросы…

Хотя почему будущие? Они уже сегодня актеры.

Выпускной курс актерского факультета сегодня считают одним из самых сильных за последние годы. 25 человек (без отсева, столько же и набирали на первый курс) выпустятся летом. Зачем они пришли в академию? - спросит прагматичный скептик. Актерская профессия не приносит сверхдоходов.

Ответ ребята уже давно нашли. Юля Байда, Анатолий Севрюк, Ольга Емелина, Вадим Копа ожидали своего выхода, вернее входа в черное пространство ночлежки, с легким возбуждением:

«Любимое дело требует затрат и душевных, и физических». Но уделили минуту для беседы с корр. В». «Почему выбрали эту профессию? – Юля Байда, исполняющая роль Квашни, на мгновение задумывается. – В душе человека всегда что-то происходит. Мы помогаем зрителю понять, почувствовать это…».

Молодым сложно

– нет жизненного, человеческого опыта, который позволяет сделать точным образ. Как сыграть душевную драму, если ты сам не прожил ее, не знаешь ее механизма? «Мы подсматриваем за людьми, - продолжает Юля. – Помогают педагоги»…

Вот еще одна путеводная ниточка для молодых. Опытнейшие актеры и педагоги - Ирина Лыткина, которую студенты между собой называют мама, и Андрей Бажин вели курс все 4 года (к слову, для Ирины Михайловны

– это дебют в качестве руководителя курса). Удалось выполнить задание - пятерка за актерское мастерство. К примеру, на первом курсе играли этюд под условным названием «На вокзале». Казалось бы, что сложного? А вы попробуйте найти верную тональность, чтобы изобразить людскую толчею, где каждый озабочен чем-то своим, куда-то спешит, у каждого свой характер.

Ребята учились, росли

… Педагоги пестовали отмеренный богом талант. К счастью, все получилось. Андрей Соломонов сыграл главную роль в спектакле «Облом-off», премьера которого состоялась в марте в театре им. Горького, его уже приметил художественный руководитель театра Ефим Звеняцкий, сюда же придет Павел Соколов (Васька Пепел). Анатолия Завьялова приглашают в Москву.

- Мы рады, что выпускаем таких талантливых ребят, - говорит декан факультета Александр Запорожец.

– Любого из них сегодня можно брать в труппу.

Между прочим, вопрос:

«Почему вы выбрали профессию актера?» сегодняшним выпускникам декан задавал 4 года назад на творческом коллоквиуме. Ответ давали не только те, кто вырос во Владивостоке и, конечно, бывал в зрительном зале не однажды, но и приехавшие из края, не знавшие театра в принципе. Иногда этот ответ звучал трогательно-наивно: «Чувствую, хочу играть…».

Без сомнений, желание творчества обязательно воплотится в жизнь, по словам Александра Запорожца, сегодня выпускник актерского факультета более чем востребован: концертные агентства, телевидение, радио, антрепризные постановки

– диапазон приложения сил велик. Воистину, театр – жизнь.

«Театр всегда – это рай, это ад… Все волненьем дышит… Театр – жизнь»... Прошли столетия со времен Шекспира, но театр по-прежнему - жизнь, несмотря на все технические достижения цивилизации. А потому Международный день, который весь мир отметит завтра, что ни говори, – не узкопрофессиональный праздник. Но, конечно, первыми его отпразднуют актеры.