Тень волчицы
«Мягкая, пассивная, тихая» – этот женский тип нарисовали мужчины для своего удобства. И потому много веков женщина вынуждена скрывать свои естественные черты. «Кстати, в ущерб себе и обществу», - считает Наталья Кравцова, кандидат психологических наук, декан факультета клинической психологии медицинского университета.
«Мягкая, пассивная, тихая» – этот женский тип нарисовали мужчины для своего удобства. И потому много веков женщина вынуждена скрывать свои естественные черты. «Кстати, в ущерб себе и обществу», - считает Наталья Кравцова, кандидат психологических наук, декан факультета клинической психологии медицинского университета.
- Что есть типично женские и типично мужские черты? В традиционной психологии записано: для мужчин агрессивность, для женщин - адаптивность, гибкость. И это, в общем, сообразно природе: агрессивность нужна, чтобы пойти на мамонта. Адаптивность – чтобы выжить в любых условиях и обеспечить выживаемость потомства, рода. Вторая черта: у мужчин более развиты левое полушарие, логическое мышление и математические способности. У женщины, наоборот, правое полушарие, интуитивность, языковые способности.
Третья черта: стиль жизни. У мужчин – предметно-инструментальный, и если он попадает в проблемную ситуацию, ему надо срочно действовать. У женщин – эмоционально-экспрессивный стиль: попав в сложную ситуацию, она стремится выговориться, поплакаться, пожаловаться, высказать свои чувства.
Это три черты, по которым среднестатистический мужчина достоверно отличается от среднестатистической женщины.
Но вот несколько лет назад этот устоявшийся стереотип подвергла сомнению Кларисса Пинкола Эстес, доктор философии и известный психоаналитик. В своей книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», буквально взорвавшей мир традиционной психологии и переведенной на 25 языков, она утверждает: поскольку изначально наша цивилизация сложилась по мужскому – маскулинному – типу, то и образ женщины соответствует лишь тому, какою мужчина хотел видеть женщину. Мужчина захотел, чтобы рядом было тихое, зависимое существо, и мы такими стали. Девочку воспитывают по принципу: все нельзя. Нельзя проявлять естественные чувства, кричать, лазать по деревьям и, не дай бог, ходить в драном платье… А мальчику можно все, даже, наоборот, его эксперименты поощряются: молодец, исследуй мир и себя самое! Женщина искусственно стала пассивной. Возьмите китайскую философию «инь-янь»: женщина - слабая, инертная, консервативная, темная, загадочная. Мужчина – сильный, энергичный, действующий.
Но ведь были женщины совсем другими, утверждает Эстес, и это проявляется в древних мифах и сказаниях… Где женщина сильна характером и духом, интуитивна, независима, наделена сострадательной созидательностью, извечной мудростью и огромной творческой активностью. И если не ограничивать социальными стереотипами, женщина, способная на очень многое.
Почему, зачем это понадобилось мужчинам – поработить женщину, заставить ее «уйти в тень и не высовываться»? Сами мужчины утверждают, что такое разделение ролей необходимо для физического выживания: пусть женщина сидит дома, хранит очаг и воспитывает детей. В психоанализе, правда, есть иная точка зрения: мужчина знает, что женщина сильнее его и втайне боится этой силы, опасаясь быть поглощенным женщиной, так же как его детородный орган поглощается ее лоном…
Так это или нет – пусть спорят ученые. Но в России, когда общество попало в ситуацию социально-экономического кризиса, именно женщины в массовом порядке быстрее очухались и распрямили плечи. Причем в этом нет ничего противоестественного. И тем более обидного для мужчин, потому что природа сделала женщину гибче и пластичнее, в самых невероятных испытаниях она гнется как лоза, приспосабливается под ветрами и бурями. А крепкий, могучий мужчина в силу своей несгибаемости, увы, оказывается более хрупким…
- А может, цивилизация мудра и разделение ролей «до эмансипации» было более правильным? Ведь сейчас, когда женщина «ушла из семьи в люди», общество дестабилизировано, а семьи рушатся… Может, православный тип отношений (отец – главный, мать – утешающая и зависимая) мудрее? И нет ничего хорошего в возвращении к естеству?
- Быть истинной женщиной – это не значит отказываться от своей женской роли. Но и возвращение к домострою – это насилие над женским естеством, которое делает ее несчастной. Более того, женщина, которая активно развивается и самореализовывается, может больше дать детям! И больше поддержать своего мужчину.
Эмансипация разрушительна, если женщина претендует на мужскую роль.
- Какая же женщина счастливее в современной жизни?
- Не прячущая свою природную силу, творческая, живущая в согласии с самой собой. Вспоминаю судьбу одной женщины. Ей поставили диагноз: рак. Предложили операцию, лечение. Она сказала: поскольку я со своей жизнью пришла к такому итогу, только сама и смогу разрешить проблему. И начала менять себя и свою жизнь. Увы, первым был вопрос: хочу ли я быть с человеком, с которым прожила 20 лет в постоянных конфликтах? Трудное решение было принято. Потом последовала смена профессиональной деятельности. Потом она пошла учиться на психологию – дабы лучше познать себя. Потом занялась арттерапией. И кажется, она справилась: эта красивая женщина жива и активна…
Кто-то будет сомневаться в правильности ее пути. Но психолог скажет однозначно: женщина, понявшая, что она действительно хочет и кто она на самом деле (это так называемая идентичность), ушедшая от навязанных социальных стереотипов, – она и будет счастливее…
«Жила-была маленькая девочка. Не было у нее ни отца, ни матери. Однажды в рождественскую ночь для того, чтобы согреться, она зажигала спички и видела прекрасные сны. А утром на улице нашли девочку, мертвую и застывшую…».
Миф о девочке со спичками есть у многих народов. Она смирилась с таким «местом» в жизни. Если это случится с вами, не смиряйтесь – лягайтесь, брыкайтесь, но вырвитесь на свободу. Когда Дикую Женщину загоняют в угол, она не сдается, а идет в атаку, выпустив когти, и бьется насмерть.
И еще. Чтобы не уподобляться девочке со спичками, нужно придерживаться одного главного правила: люди, которые не одобряют вашу жизнь, ваше искусство, недостойны вашего внимания. Сурово, но справедливо.
Из книги Клариссы Пинколы Эстес, «Бегущая с волками»
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»