В чудо-деревне настроение чудесное

"Узнаете? Когда вы первый раз приезжали, здесь развал был. А вот посмотрите - ванная, титан работает, только кафелем одну стену не успели облицевать", - Виктор Петрук, председатель правления Владивостокского общества помощи детям, радуется как ребенок. И как не радоваться, если еще в декабре минувшего года первая в Приморье детская деревня с теплым названием "Семейный очаг" лежала буквально в руинах. Бывший военный городок в поселке Раздольном, отданный детям, был основательно разграблен.

5 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1519 от 5 март 2004

"Узнаете? Когда вы первый раз приезжали, здесь развал был. А вот посмотрите - ванная, титан работает, только кафелем одну стену не успели облицевать", - Виктор Петрук, председатель правления Владивостокского общества помощи детям, радуется как ребенок. И как не радоваться, если еще в декабре минувшего года первая в Приморье детская деревня с теплым названием "Семейный очаг" лежала буквально в руинах. Бывший военный городок в поселке Раздольном, отданный детям, был основательно разграблен.

Можно бы сказать, что преобразилось все волшебным образом, если не знать, каких титанических усилий это потребовало, если не видеть руки живущих здесь мужчин и женщин, по которым без труда читается, сколь тяжелой работой они занимались и продолжают заниматься. Вот только ни одного унылого лица увидеть не довелось, по всему понятно - и взрослые, и дети счастливы, что собственными силами создают свой семейный очаг, что в деревне их окружает искренняя любовь. И пусть еще далеко до полностью комфортной жизни, это никого не пугает, потому что все задуманное воплощается буквально на глазах.

С Олегом Петруком мы долго подсчитываем число живущих в деревне. "Не думайте, что я не владею этой информацией, - говорит он, - но вам же нужно точно сказать, кто есть кто, а мы детей не делим на своих и опекаемых". Ну и мы не стали разбираться, просто записали: 27 ребятишек на четыре семьи. Кроме мам и пап, есть еще знаменитый печник и вообще мастер на все руки Валентин Хасанов, есть Никита и, конечно же, Юрий Михайлович, на котором держится сейчас животноводство. На сегодня представлено оно козлом с козой, у которых недавно родились мальчик и девочка - отчаянные шалуны, коровой с теленком, кроликами, курами, индюками, устроившими перед нашим фотокором любовные игры, и недавно приобретенной у местного жителя за смешные деньги лошадью, которая скоро подарит жителям детской деревни жеребенка. Ах да, еще и больше десятка пчелиных семей успешно перезимовали. Как сказал Олег Викторович, именно птицеводство и животноводство станут основными в их хозяйстве, так как овощеводство - дело нерентабельное, и будет оно лишь вспомогательным.

В деревне народ гостеприимный живет, нас прежде всего повели в столовую. Конечно же, мы помнили, какой замечательный хлеб печет одна из мам - Вита Мулендеева. В этот раз он тоже был нарезан крупными ломтями, а еще на обед подавали суп с клецками, овощное рагу и компот. Как только на такую ораву все наготовить? "Так помощников достаточно", - пояснила по-прежнему смущающаяся Вита. Здесь действительно никого заставлять не нужно. Захотелось как-то пельменей - дружной компанией быстренько несколько сотен налепили. А то могут на рыбалку отправиться: и удовольствие громадное, и жареного писуча на всех хватает. В общем, аппетит живущих на свежем воздухе вполне удовлетворяется.

Олег Петрук чувствует себя счастливымЕдинственный жилой дом, который сейчас восстановлен, в котором есть тепло, вода, работают туалеты, в котором никто не пройдет по линолеуму и коврам в уличной обуви, украшен снаружи плакатами. На одном из них написано: "Подари ребенку радость!". Поэтому несколько слов о радости. Узнав о необычной деревне, приехал в гости некий бизнесмен, категорически не желающий себя афишировать. Известно о нем лишь то, что сам был воспитанником интерната, а нынче ездит по Владивостоку на джипе с запоминающимся номером - 555. Подарил он сначала богатую библиотеку, а потом дорогущий бильярдный стол, вокруг которого постоянно крутится детвора. Не забывают Петрука и его  друзья по бизнесу, которым Олег Викторович когда-то успешно занимался. Звонят порой с единственным вопросом: "Вы там еще живы?". А потом подарки привозят. Например, несколько коробок импортного шоколада позволяют уже в течение месяца давать всем отправляющимся в школу по сладкой плитке. Здесь так и говорят: "Людей добрых много, откуда-то совершенно неожиданно появляются". Также неожиданно объявилось и много желающих поселиться в деревне, взять на воспитание детей. Пишут даже из Якутии и Бурятии. Но необычный "очаг" пока только становится на ноги, сами его жители еще не всех ребятишек привезли. И что интересно, каждая семья изменила первоначальные планы - хотят взять больше, чем задумывали. Олег и Рита Петрук, например, взяв приемных детей, воспитывают еще восьмерых совершеннолетних выходцев детдомов, проходящих здесь практику. Молодые Таня и Максим Сергеевы, воспитывающие кроху-сына, вместо одной девочки решили удочерить двух. Кстати, сам глава этого нестандартного сообщества считает, что, благодаря приемным детям, стал "более мощным отцом". "Я ведь раньше мальчишек воспитывал, а теперь девчонки появились, - говорит Олег Викторович. - Они совершенно другие, к ним подход иной нужен. Пришлось их психологию постигать".

Рассказывая о "Семейном очаге", естественно, нужно говорить о детях, которые здесь поселились. Все они за свою коротенькую жизнь такие испытания прошли, что не каждому взрослому по силам. С некоторыми до сих пор проблемы. Маша, к примеру, появилась в деревне в новогоднюю ночь. Это были не лучшие моменты ее жизни, так как за два дня до этого узнала она о смерти матери. В январе оказалось, что маму не на что хоронить, члены ВОПД взяли на себя все расходы, но при этом узнали от соседки матери, что у Маши есть младшая сестра Вика. Девочка попросила взять в деревню и малышку, очень уж ей захотелось жить вместе с сестренкой в отведенной уже для них комнате.

Две сестры и брат Ванины вообще уникальны. Мать пила так, что нашел ее как-то сын на улице с пробитой головой. Дважды женщина впадала в кому, в конце концов ушла в мир иной, оставив троих детей. Всех засосала улица. Оксана и Женя были хорошо известны на Луговой, они даже на ночь домой не возвращались, предпочитая для сна теплые подвалы и подъезды. Алкоголизм, токсикомания… Думаю, можно обойтись без подробностей. Взрослые люди без труда догадаются, через что прошли две хорошенькие девчушки. Чем хоть питались? "Мобилка" приезжала, - пояснил Дима, - американцы кормили". В детдома эту троицу, конечно, определяли, но девчонки умудрились убегать аж 18 раз! Так и с братом связь потеряли. Долго рассказывать, но в конце концов они оказались в деревне, а потом и Дима к ним присоединился. Говорят, встреча была, как в передаче "Жди меня". А еще некоторые специалисты говорят, что таких исправить невозможно. Свидетельствую: при нас вернулись сестры из школы, и Женя радостно оповестила: "Четверка по литературе!". Учатся обе бывшие токсикоманки хорошо, выглядят отлично, хотя и признаются, что ломка была страшная. Что еще трудно было преодолеть? Оказывается, перестать употреблять ненормативную лексику. Зато теперь в школе они говорят одноклассницам: "Как не стыдно материться? Ты же девочка!". Одноклассники же, пораженные таким воспитанием, за девчонками, что называется, бегают. У Димы, которому уже 17, к сожалению, проблем с учебой больше, но он надеется выучиться на сварщика. Сказка? Или все-таки и запущенные случаи излечимы? Олег Петрук убежден, что даже взрослых можно направить на путь истинный. А уж дети вообще податливы.

"Да я сам до 12 лет был трудным, - поведал Олег Викторович. - Не удивляйтесь, в десять раз хуже, чем наши дети. Год назад милиционеры собрали в нашем центре более 40 трудновоспитуемых подростков, так я представителям порядка предложил посоревноваться - кто больше, я или они, назовет игр в деньги. Победил, естественно. К счастью, на моем пути встретился хороший человек, тренер Георгий Лукич Федотов, который спас меня. Надеюсь, и нашим воспитанникам повезло. Мы им дарим любовь, а этот дар всегда возвращается. Уверен, теперь они не за клеем пойдут, не за сомнительными удовольствиями, а за добром". А еще он говорит, что дети должны жить красиво. И ведь не просто говорит! Его подопечные катаются на горных лыжах, ездят в школу на собственном транспорте, играют в бильярд, читают умные книжки и много мечтают.

Вот и подошло время рассказать о планах "Семейного очага". Полегоньку-потихоньку начали восстанавливать одну из бывших казарм. Старое здание, не навреди ему варвары, было бы роскошным. Громаднейший чердак с кедровыми перекрытиями, большие окна, хорошо подогнанный деревянный пол… Здесь командует сын Олега Викторовича - Дима, который даже ночует в холодной казарме, выполняя заодно и роль сторожа. В компанию берет, как правило, кого-то из постинтернатной группы - это ребята, которые уже вышли из детдомов, учатся в профессиональных училищах и проходят практику в деревне. Большое здание в ближайшее время поделят на секции. Будут здесь и двухуровневые квартиры для новых семей, и библиотека, и летний лагерь для детдомовских ребят, и - обратите внимание! - интернат для престарелых. С этой идеей пришел в деревню предприниматель Григорий Ведерников, который очень помогает новоселам. Дети его поддержали, а взрослые сочли эту мысль просто замечательной, ведь связь поколений - прекрасный воспитательный момент.

У Оксаны, Жени и Димы началась новая жизньО достойном воспитании здесь думают много. Решили даже попробовать специально готовить коней и собак, чтобы юноши могли впоследствии со своими подопечными идти в армию. Вообще, ребят рассчитывают обучать определенным специальностям по непривычной для нас методе - на Аляске, например, опытный мастер передает свои знания ученику на практике, не тратя времени на сухую теорию. Еще, надеясь выиграть гранты, закупят они посадочный материал для создания национального парка, который привлечет туристов. Построят горнолыжную трассу. И совсем скоро приступят к оборудованию бейсбольной площадки, на которую смогут приходить все окрестные ребятишки. Конечно, и в футбол они бы с удовольствием гоняли, но пока не могут купить трактор, без которого трудно привести в порядок поле. Во время обеда подростки шутили - вот бы пригласить в гости Сергея Михайловича Дарькина, он бы нам трактор подарил, а мы бы потом пригласили его в футбол сыграть. У этих детишек с чувством юмора все в порядке, как и с чувством собственного достоинства, и с ответственностью за порученное дело.

Как все это происходит? Каким образом мальчишки и девчонки со сложными характерами превращаются в самодостаточные личности? "Раньше я и сам не очень это понимал, когда видел разительные перемены в детях, взятых на воспитание за рубеж, - поделился Олег Петрук. - Однако все достаточно просто. Мы ничего нового не придумали, не взяли иностранный опыт, просто реанимируем нравственность российских семейных отношений. Я, например, ориентируюсь на опыт своих родных. Мои бабушка и прабабушка прожили долгую жизнь и успели многое рассказать мне об истинных отношениях супругов, родителей и детей. Прелесть нашего проекта в том, что на нашем примере ребята видят, как хорошо иметь нормальную семью, как важна любовь. Они уже сейчас говорят, что хотят жить так же дружно, как мы. Вы знаете, всего за два месяца в глазах наших детей появился свет. Это так здорово! Да и вообще приятно иметь так много детей".

В сегодняшних заметках нет и десятой доли того, что можно было бы рассказать о детской деревне - к сожалению, газетная площадь не позволяет поведать больше. Скорей всего мы еще не раз побываем в этом удивительном месте, которое нам очень нравится. Есть, конечно, те, кто жалеет попавших сюда ребятишек - мол, и работать им приходится, и живут они на отшибе, в недостроенном до конца доме. Господи, да только безмятежные улыбки Оксаны и Жени, познавших ад ночных улиц, уже оправдали создание "Семейного очага"! А сколько еще мальчишек и девчонок научатся здесь смеяться.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"