Начнем с философа…

Декан факультета философии, теологии и религиоведения Александр Биневский, говоря о своем возрасте, называет не конкретную цифру (отнюдь не потому, что Александр Александрович скрывает свой возраст), а считает количество лет, в течение которых он преподает философию в Дальневосточном государственном университете. Вот уже 40 лет он заходит степенным шагом в аудиторию и, взглянув на часы, начинает размеренный монолог: о греческой и римской школах, о патристике и схоластике, о неопозитивизме и прагматизме – словом, о системах взглядов на мир и месте в нем человека. «Когда-то я был самым молодым преподавателем философии, - говорит Александр Александрович. – Сегодня на нашей кафедре я самый старший по возрасту…». Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», присвоенное Александру Биневскому указом президента РФ, явилось не только признанием заслуг перед высшей школой, но и личной вехой: выбранная в юности профессия оказалась любимой и единственно верной.

4 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1518 от 4 март 2004

Декан факультета философии, теологии и религиоведения Александр Биневский, говоря о своем возрасте, называет не конкретную цифру (отнюдь не потому, что Александр Александрович скрывает свой возраст), а считает количество лет, в течение которых он преподает философию в Дальневосточном государственном университете. Вот уже 40 лет он заходит степенным шагом в аудиторию и, взглянув на часы, начинает размеренный монолог: о греческой и римской школах, о патристике и схоластике, о неопозитивизме и прагматизме – словом, о системах взглядов на мир и месте в нем человека. «Когда-то я был самым молодым преподавателем философии, - говорит Александр Александрович. – Сегодня на нашей кафедре я самый старший по возрасту…». Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», присвоенное Александру Биневскому указом президента РФ, явилось не только признанием заслуг перед высшей школой, но и личной вехой: выбранная в юности профессия оказалась любимой и единственно верной.   

- А ведь я не сразу решил, кем буду, - говорит Александр Александрович. – Мама – педагог дошкольного образования, отчим (мой отец погиб в 1941 году) не то чтобы влияли... Но у нас была очень читающая семья. Мы выписывали множество толстых журналов, постоянно обсуждались какие-то книги... Однако я интересовался не каким-то конкретным направлением, а всем понемногу – наукой, музыкой, литературой. Мой школьный учитель Иван Трофимович Спивак говорил: «Не знаю, что из него получится». Ведь успеха можно добиться, если занимаешься чем-то одним. Думаю, уже в то время у меня была некая склонность к анализу, обобщению. В общем, когда я в конце концов на себя посмотрел со стороны  - на что же я способен? – мне показалось, что надо делать то, что ты умеешь делать хорошо. Я выбрал чтение лекций. Кроме того, это занятие дает возможность бесконечного совершенствования.

- Александр Александрович, ваш опыт позволяет сформулировать определение «любимый преподаватель»?

- Может быть, я не буду оригинален, мне кажется, главное – заинтересовать студентов. Мысль должна рождаться прямо в аудитории, то есть талантливый педагог – это помимо всего прочего импровизатор. Это возможно только при условии свободного владения материалом. Ты оперируешь собственными знаниями и видишь, что студент увлечен, что для него это актуально. Вот это и есть момент импровизации. Единственный недостаток – проговоренное, но не зафиксированное заранее уходит от тебя. Часто после лекции чувствуешь себя опустошенным. Требуется время, чтобы накопилась новая энергия. А что касается прочитанного материала...… Философ не может мало читать. Ведь знания – горючий материал для интеллекта, если его не будет – голова останется пустой. И тогда преподавание превращается в тусклый пересказ учебника. И потом, опытный преподаватель должен быть артистом и держать наготове какой-нибудь трюк.

- Например…

- Так вам все и расскажи. Я сошлюсь на своего наставника, который имел на меня влияние. Он входил в аудиторию с фразой: «Не спал всю ночь, думал, с чего начать сегодняшнюю лекцию. Вот только сейчас решил – с этого...…». На самом деле, он спокойно спал и знал заранее, с чего начать. Но внимание приковано с первого мгновения...   

- Различные философские системы включают в себя понятие абсолютного разума. Как совместить его с повседневной жизнью, часто наполненной противоречащими разуму событиями? Что бы вы ответили тем, кто считает философию отвлеченной наукой?

- Эти вопросы мне очень близки. Сложность философии как раз в том, что освоить ее может человек подготовленный. Мы часто читаем лекции на 1-2-м курсе, когда у студентов еще нет не только суммы знаний, но и жизненного опыта, который можно обобщать. Им философия может показаться отвлеченной. Если смотреть в общем, наша наука потрясающе резонирует с жизнью. Вся противоречивость, бесконечное разнообразие всего, что происходит с миром и человеком, может быть обобщено. Именно философия все сводит к разумному, стабильному, постоянному, помогает понять некий объективный ход истории. В свое время я шокировал студентов философским силлогизмом: все возникает и умирает. Значит, наступит момент, когда СССР умрет. Они становились в тупик: «Когда?». Я отвечал: «Диалектика неумолима, все рано или поздно трансформируется. Когда - это вопрос второй». Но то, что распад СССР произойдет так скоро, при моей жизни, я подумать не мог…. Возьмите Канта (мне особенно близок этот философ, я писал диссертацию по неокантианству). Его учение не потеряло актуальности и сегодня,  через 200 лет после его смерти. По существу Кант первым сформулировал теорию познания и сделал ее основным предметом философии. Современные философы постоянно обращаются к Канту, часто цитируют его. Великий ученый, который слыл педантом и буквоедом, а на самом деле до конца жизни любил хорошее вино и красивых женщин, говорил: «Разум должен постоянно критиковать себя. Наше время – время критики». Разве это не актуально сегодня?

- Александр Александрович, о вашей библиотеке ходят легенды. Вы до сих пор пополняете ее?

- Я ни перед чем не останавливаюсь, чтобы купить  книгу в Москве или в Санкт-Петербурге, где я бываю, стараюсь выезжать на философские конференции и привозить литературу оттуда. Вообще философией я занимаюсь 40 лет, и в мою библиотеку попали все издания по этой науке, включая малотиражные, которые выходили за эти годы. Кроме того, есть книги по психологии, естествознанию, биологии. Когда-то я увлекался античной литературой и собрал несколько сот томов античных авторов. Как-то взял учебник Тронского, где обширный список литературы по теме, и отметил «птичками» все, что есть в моей библиотеке. Оказалось, недостает всего 2 или 3 работ. 6 аспирантов защитили свои диссертации под моим руководством на основе моей библиотеки. Так что я с полным правом могу гордиться ею...

- Что, по-вашему, означает формулировка «философский взгляд на мир»?

- На самом деле все мы обычные люди с достоинствами и недостатками. Мне кажется, философский подход к жизни – это умение достойно принимать и радости, и невзгоды. Спокойно относиться к возрасту и в целом к жизни. Мы склонны преувеличивать внимание других людей к себе. Как мы выглядим, во что мы одеты... На самом деле людей заботят гораздо больше собственные проблемы. Они посмотрели на вас и пошли дальше... Что касается меня, я сетую, что не могу взбегать по лестнице так же, как в молодости...

- Александр Александрович, сегодняшний постперестроечный вуз – это новая для вас высшая школа? Вы принимаете ее?  

- Раньше, безусловно, подготовка студентов была более качественной, более системной, что ли. С другой стороны, старая школа была скована стандартами, сейчас мы получили большую свободу. Это, собственно, позволило открыть философское отделение на базе ДВГУ. Мы будем праздновать его десятилетие в мае. Наши выпускники идут в вузы, бизнес, в СМИ, во властные структуры. Одна из наших выпускниц, которая сегодня является топ-менеджером крупной компании, рассказывала: «На производственном совещании наш руководитель говорит: «Давайте начнем с философа, от ее мнения будет зависеть ход дальнейшей дискуссии…». Наше отделение – единственное на Дальнем Востоке. Мы не только пытаемся устанавливать тесные контакты с другими вузами, где есть подобные отделения, но и выступили инициаторами «Философских встреч», которые в пятый раз пройдут весной этого года на базе ДВГУ. Словом, наука и жизнь идут рука об руку...

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»