Человек и его дерево
Вторая выставка «Цветущий бонсай» прошла в музее им. Арсеньева. Единственный коллекционер и специалист по искусству выращивания деревьев бонсай во Владивостоке Сергей Попович согласился раз в год показывать свою коллекцию горожанам.
Вторая выставка
«Цветущий бонсай» прошла в музее им. Арсеньева. Единственный коллекционер и специалист по искусству выращивания деревьев бонсай во Владивостоке Сергей Попович согласился раз в год показывать свою коллекцию горожанам.Первая выставка, прошедшая ровно год назад, стала сенсацией и положила начало традиции. Единственный недостаток в том, что она длится не больше недели: деревца можно демонстрировать всего несколько дней, поскольку они нуждаются в постоянном микроклимате и особом поливе. И сегодня деревья уже заняли свое постоянное место, оставив в памяти видевших их светлые чувства
…Светлые, потому что бонсай - единственная, пожалуй, возможность ощутить красоту и гармоничность природы, где бы человек ни находился. В переводе с японского бонсай - дерево в горшке; растущий на подносе. Это элемент национальной традиции: миниатюрные клен, сосна или можжевельник собраны в миниатюрный же сад, в котором каждое дерево посажено в отдельный контейнер и имеет свой стиль.
Древнее искусство родилось в Китае, потом стало традиционно японским. Сегодня им увлекаются во всем мире. Существует множество школ и направлений, но овладеть им в классическом варианте можно только в Японии.
Сергей каждый день приезжает вместе с женой поливать растения. Проверяет их состояние и успокаивает: скоро верну вас домой - восстанавливать от стресса. Восемнадцать уникальных экспонатов в витринах, в чужой, а значит, неблагоприятной обстановке, он согласился на это ради того, чтобы показать людям красоту.
Сергей Попович начал постигать искусство бонсай 11 лет назад. Тогда он увидел одно деревце, за которым никто не ухаживал, и дорогой экспонат умирал. Забрал растение к себе домой, вернул к жизни и понял, что будет коллекционером, но не марок, а бонсай.
- Человек, занимающийся выращиванием этих крошечных деревьев, должен быть одновременно художником, чтобы сначала мысленно создать желаемый образ, и хорошим садоводом, чтобы потом воплотить этот образ в живом растении, - говорит Сергей. Он решил познать искусство не по книгам, а на практике, от учителя. Три года обучался у мастера в Тояме, шаг за шагом постигая его секреты.
Сейчас в коллекции Сергея насчитывается 30 деревьев, где есть и бересклет, и клен, и сосны, и цветущие рододендроны. Он использует разные стили и направления по выращиванию растений. И самое старшее дерево (91 год), и самое молодое (21 год) требуют ухода и еще раз ухода. Дело это хлопотное и довольно дорогое. Каждому деревцу нужны особая температура и освещение, все они тепло- и влаголюбивы. В холодные месяцы их нужно поливать 5-6 раз в день. А летом держать на открытом воздухе.
«
Через малое видеть великое» - главный принцип, который вот уже более тысячи лет используют мастера бонсай. Сергей тоже взял его в основу своего увлечения: через малую форму - величие красоты. Регулярные выставки - лишь первый шаг, в планах Поповича - создание единого выставочного центра-сада бонсай.Автор: Ася СОЛОДЧЕНКО, специально для «В», Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»