Душа поет, или Искусство русской песни
Одни глаза чего стоят – огромные, синие… Взмах пушистыми ресницами, задорный взгляд из-под пепельной челки – и сразу понятно, что иной внешностью исполнительница народных песен и не может обладать. Знакомьтесь: Елена Вазерова – единственный специалист по сольному народному пению в Приморском крае…
Одни глаза чего стоят – огромные, синие… Взмах пушистыми ресницами, задорный взгляд из-под пепельной челки – и сразу понятно, что иной внешностью исполнительница народных песен и не может обладать. Знакомьтесь: Елена Вазерова – единственный специалист по сольному народному пению в Приморском крае…
Впрочем, специалист – какое-то официальное слово, которое Лене совсем не идет. Народное пение – часть ее души. И занялась она им по велению сердца. Запела не так давно, поскольку дочка музыкальных родителей – академию искусств окончила по специальности «фортепиано». Но тут, как водится, вмешалась судьба.
Во Владивостоке на гастролях оказалась Надежда Бабкина, сказала: «Услышу что-то стоящее, помогу». Лена ей понравилась сразу. Но и свою иронию судьба проявила, испытывая Вазерову на прочность характера. Когда приморская девушка приехала в Москву поступать в Гнесинку, никто ничем ей не помог – Бабкина со своим театром уехала на фестиваль «Славянский базар». А больше обратиться было решительно не к кому. Пробивалась сама, оказалась в числе трех зачисленных из 80 человек, поступавших в Гнесинку на сольное народное пение…
- Москва – город сложный, - говорит Лена. - Все время кому-то что-то надо доказывать. Самое смешное, что часто провинциал оказывается гораздо состоятельнее внутренне и профессионально, чем москвич. Спросят: «Откуда? Из Владивостока? Деревня…». Я говорю им: ребята, вы как в том «Ералаше», сами не знаете, где театр находится, а все туда же – Москва…
В общем, вернулась, успев не только получить диплом о втором высшем образовании, но и поработать все-таки в театре Надежды Бабкиной «Бабкин Дом»: зимние спектакли в прошлом сезоне «Новогодняя сказка» и «Масленица» шли с ее участием.
Лену спрашивали: «А зачем учиться-то, народное пение – оно и есть народное. Пой душой…». Оказывается, и здесь есть свои правила. По большому счету истинное этническое пение с соблюдением всех фонетических и голосовых особенностей отдельной области интересно только узким специалистам, но никак не широкому зрителю.
Аудитории нужна стилизация, грамотная и профессиональная, современно аранжированная. Но в Приморье никогда не существовало профессиональной подготовки народников, между тем любой самородок нуждается в огранке. Бывало, услышав, как Лена поет, к ней подходили спросить профессионального совета, она разводила руками: «Не знаю, как…».
Теперь знает. В мае этого года она вернулась из Москвы, и сразу же во Владивостокском музыкальном училище была создана специально для нее кафедра народного сольного пения. Летом Лена была приглашена в творческую школу для одаренных детей зоны Дальнего Востока и Сибири для проведения мастер-класса в номинации «Фольклор». Ее ученица Ирина Липавская в сентябре заняла второе место в 1-м конкурсе исполнителей народной песни в Южно-Сахалинске. Вот и первые итоги…
Она не собирает фольклор по селам Приморья, к сожалению, истинно русских корней здесь практически не найти, переселялись в основном украинцы, белорусы. Но и эта проблема решена: Лена тесно связана с Центром фольклорного искусства в Москве, кстати, там очень рады, что во Владивостоке есть Лена Вазерова.
Она, в свою очередь, рада преподнести подарок владивостокцам: 10 декабря народная песня во всю мощь и ширь звучала в первой во Владивостоке сольной программе Лены.
Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»