Угол, который стал мягче
Еще ровно год назад этот восьмикилометровый участок гострассы Раздольное - Краскино, от которого шла гравийная «ветка» на Зарубино, можно было считать лишь условно проходимым для автотранспорта. Особенно для больших комфортных автобусов, на самом малом ходу переваливавшихся здесь, словно квочки.
Еще ровно год назад этот восьмикилометровый участок гострассы Раздольное - Краскино, от которого шла гравийная «ветка» на Зарубино, можно было считать лишь условно проходимым для автотранспорта. Особенно для больших комфортных автобусов, на самом малом ходу переваливавшихся здесь, словно квочки.
А ведь в них ехали туристы из Южной Кореи на автопереход и обратно, и вряд ли они выражали восторги по поводу наших российских дорог. Хорошо, если просто молчали. Впрочем, дело даже не в зарубежных туристах. Наши водители, полагаем, не жалели «ласковых» слов по поводу состояния дорожного полотна.
Впрочем, пока автобус плавно качал корейцев, им скучать не приходилось. Посмотреть было на что. Весь участок представлял собой сплошную рабочую стройплощадку, его утюжили десятки единиц техники, мощные бульдозеры срезали сопки, «КамАЗы» возили грунт, монтировались железобетонные водопропускные трубы, без которых в болотистой долине надежное земляное полотно устроить просто невозможно. Не случайно на этом участке построено целых 18 этих достаточно сложных сооружений.
Картинка была, конечно, не для экскурсантов, особенно для зарубежных. К тому же людям непосвященным могло показаться, что объемов работ здесь строителям хватит не на один год. Да и привыкли мы к долгостроям. Однако комитету дорожного хозяйства краевой администрации, теперь реорганизованному в департамент, уже относительно давно удалось переломить отношение дорожностроительных предприятий к своим обязательствам. Правда, и деньги на кону стоят немалые, а их отрабатывать надо. Вот и на этот раз строители не подвели. «Перелопатив»-переместив огромное количество грунта, дорожное полотно в самые сжатые сроки построил коллектив Путевой машинной станции (ПМС) № 220 из Артема, а «до кондиции», то есть до сдачи, дорогу доводил коллектив ООО «Южное», которым руководит Александр Иванов. Обошлись эти восемь километров дороги в 152 миллиона рублей.
Комментировать эту цифру бессмысленно, потому что сравнивать по существу не с чем. Вроде бы дороговато, а с другой стороны, хотя здесь и была дорога, вытрясающая души у водителей и пассажиров, строили практически заново: бутили камень, завозили грунт, гравий, все трамбовали, потом асфальт - одним словом, новая дорога, и этим все сказано.
А десятикилометровое ответвление от гострассы на Зарубино, к порту и международному терминалу, оказалось попроще во всех смыслах: и земляных работ, и дорогих водоотводных сооружений было гораздо меньше. Потому и налогоплательщикам оно обошлось дешевле - всего 62(!) миллиона рублей. Здесь тоже работал коллектив ПМС № 220, а доводил до ума Хасанский филиал ГУП «Примавтодор», которым уже многие годы руководит Николай Лапонников.
Если говорить в целом о гострассе Раздольное - Краскино, то, похоже, ее капитальная реконструкция, начатая в 1992 году, близится к своему завершению.
- Осталось обустроить несколько участков общей протяженностью немногим более 40 километров, - рассказывает первый заместитель руководителя департамента дорожного хозяйства Леонид Вильчинский, - и при хорошем финансировании - это работа на два-три года.
А губернатор Сергей Дарькин, выступая на импровизированном митинге по поводу сдачи в эксплуатацию обоих участков, выразил надежду, что вся трасса, спрямленная и поднятая над болотами и железнодорожными путями, будет отвечать самым требовательным нормам, предъявляемым дорогам, по которым осуществляются международные перевозки - и грузовые, и пассажирские.
Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»