«Наркоагрессия» - общее слово
На прошлой неделе делегация Госнаркоконтроля России во главе с начальником Главного Управления по ДВФО генерал-лейтенантом Виктором Пархоменко посетила КНР и провела в Харбине рабочую встречу со специалистами Управления общественной безопасности провинции Хэйлунцзян. Стороны обсуждали вопросы сотрудничества и взаимодействия в сфере противодействия наркоугрозе на дальневосточных рубежах. О результатах поездки и своих впечатлениях рассказывает начальник Управления Госнаркоконтроля РФ по Приморскому краю генерал-лейтенант полиции Александр Ролик.
На прошлой неделе делегация Госнаркоконтроля России во главе с начальником Главного Управления по ДВФО генерал-лейтенантом Виктором Пархоменко посетила КНР и провела в Харбине рабочую встречу со специалистами Управления общественной безопасности провинции Хэйлунцзян. Стороны обсуждали вопросы сотрудничества и взаимодействия в сфере противодействия наркоугрозе на дальневосточных рубежах. О результатах поездки и своих впечатлениях рассказывает начальник Управления Госнаркоконтроля РФ по Приморскому краю генерал-лейтенант полиции Александр Ролик.
- Александр Иванович, у вас уже есть опыт международного сотрудничества в сфере борьбы с наркопреступностью. Расскажите, пожалуйста, кто выступил инициатором этой международной встречи?
- Это уже второй опыт общения на международном уровне для приморского Управления Госнаркоконтроля. Первая встреча состоялась два месяца назад в октябре, когда в Приморский край приезжала делегация министерства юстиции и государственного департамента США для изучения проблем торговли людьми на Дальнем Востоке. В рамках визита обсуждался вопрос о налаживании взаимодействия с российскими правоохранительными структурами.
Потребность органов Госнаркоконтроля во взаимодействии с компетентными правоохранительными органами Китая обозначилась давно. Однако инициатором прошедшей встречи выступила китайская сторона – Управление общественной безопасности провинции Хэйлунцзян КНР во главе с начальником Управления Ван Дунхуа, который одновременно является вице-губернатором провинции и возглавляет комиссию по борьбе с наркотиками.
Китайское руководство сейчас серьезно озабочено ростом незаконного оборота наркотических средств на своей территории и реализует целую стратегию мер по исправлению ситуации. На протяжении всего диалога отчетливо звучал термин «наркоагрессия», больше используемый в России.
- Скажите, а это правда, что в Китае введена смертная казнь для наркоторговцев?
- Действительно, в Китае установлено достаточно жесткое наказание за преступления, связанные с производством, сбытом, транспортировкой и контрабандой наркотиков, в некоторых случаях вплоть до смертной казни. Так, Уголовный кодекс КНР предусматривает суровые меры наказания в отношении лиц, которые сбывают наркотики несовершеннолетним, прибегая к уловкам, обману, а также для лиц, которым вменяется использование несовершеннолетних в незаконных операциях с наркотиками.
- Кто больше заинтересован в сотрудничестве: наши восточные соседи или Госнаркоконтроль РФ?
- Интерес у правоохранительных структур друг к другу взаимный. В последние годы международные преступные наркосообщества проявляют повышенное внимание к Приморью. Наше «неблагополучие» состоит в первую очередь в географическом положении края – наличии портов, транзитов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и дальнего зарубежья. Однако Дальний Восток кроме транзитного является одновременно наркопотребляющим регионом, став в последние годы, в частности, «бездонной бочкой» для китайского эфедрина. Так, правоохранительными органами Приморского края в прошлом году было зарегистрировано 138 преступлений, связанных со сбытом эфедрина, поступающего контрабандным путем из Китая. Проведение совместных операций в 2002 году позволило не допустить в незаконный оборот более 17 килограммов эфедрина. Поэтому наши основные усилия направлены на перекрытие каналов поступления наркотических средств в Россию через приграничные районы, транспортны
е артерии и порты Приморского края.
Сопредельные государства Северо-Восточной Азии имеют потенциальный рынок сбыта наркотиков, многократно превышающий емкость всего российского рынка в несколько раз, и остаются привлекательными для наркоторговцев. Так, только население провинции Хэйлунцзян составляет 37 миллионов человек. Всего же в Японии, Корее и северных провинциях Китая в совокупности проживает более 600 миллионов человек. Не случайно именно в этих странах все чаще задерживают российских граждан за транспортировку таких наркотиков, как героин и опий среднеазиатского происхождения. Приморская пресса уже писала о злоключениях наших девушек, выехавших на работу в Китай, Японию по многообещающим объявлениям, а в реальности оказавшихся на положении заложниц в борделях. Все чаще россиянок, оказавшихся в подобных безвыходных ситуациях за рубежом, с помощью угроз, принуждения либо за мизерное вознаграждение используют в качестве курьеров для перевозки
наркотиков.
Особое беспокойство и китайских и российских специалистов вызывает усиливающаяся консолидация преступного сообщества на территории России и КНР, интернационализация наркобизнеса. Поэтому наша встреча стала первым шагом на пути к подписанию между Госнаркоконтролем России и Министерством общественной безопасности КНР Соглашения о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Автор: Анжелика НЕСВЯЧЁНАЯ, специально для «В», фото предоставлено пресс-службой управления Госнаркоконтроля по Приморскому краю