Грязный город Земли...

Факт печальный, но, к сожалению, уже вряд ли оспариваемый. Слово “Владивосток” у жителей России вызывает не самые приятные ассоциации – место, где холодно, нет воды и грязно, причем последнее - в самом прямом смысле этого слова. “Мусорные войны” недавнего прошлого внесли свой малодостойный вклад в имидж города нашенского… Остается ли по-прежнему Владивосток грязным, и если “да”, то почему? Этим вопросом озадачилась бригада “Звонкой темы”, а помогли на него ответить звонки читателей.

2 дек. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1469 от 2 дек. 2003

Факт печальный, но, к сожалению, уже вряд ли оспариваемый. Слово “Владивосток” у жителей России вызывает не самые приятные ассоциации – место, где холодно, нет воды и грязно, причем последнее - в самом прямом смысле этого слова. “Мусорные войны” недавнего прошлого внесли свой малодостойный вклад в имидж города нашенского… Остается ли по-прежнему Владивосток грязным, и если “да”, то почему? Этим вопросом озадачилась бригада “Звонкой темы”, а помогли на него ответить звонки читателей.

ЧИСТО ТАМ, ГДЕ…

- Где за дело берутся неравнодушные люди, - считает Юрий Разошнов, старший по дому, что на улице Кирова, 101. – Раньше у нас были проблемы с чистотой во дворе, а вот уже несколько лет их нет. И мусор вывозят вовремя, и дворик у нас веселый. А все потому, что ЖЭУ № 33 поставило работу верно.

- Где хороший дворник, там и чисто, - весело говорила в трубку Лидия Петровна. – Вот у нас, на Енисейской, 1, 2 и 3, такой дворник – всем на зависть! И вокруг домов наших – чистота, бумажки вы даже не найдете… Да вы приезжайте, посмотрите…

Марина Бабовская работает дворником в ЖЭУ № 36 уже 10 лет. Каждое утро с семи часов она на работе. В любую погоду спешащие по своим делам жильцы привыкли видеть эту хрупкую женщину, занятую самым, возможно, прекрасным делом на земле – наведением чистоты.

- Да у меня характер такой, - смущаясь, рассказывает Марина Николаевна. – Ну не могу я, просто не могу работать спустя рукава, это во-первых, а во-вторых – люблю, когда вокруг чисто. Тогда же красота становится видна!
Метла, лопата да лом (зимой приходится, разумеется, ей и лед счищать, и в снегу тропинки прорезать, и песочком посыпать) – не самые легкие и красивые орудия труда на свете. И дворник – не самая престижная и высокооплачиваемая профессия на свете. Но семилетний Валерка, рассказывает Марина, гордится своей мамой и ее работой, а летом все время просится пойти утром вместе поработать. Да и жильцы окрестных домов, сказала Марина, труд дворника уважают. Оно, впрочем, понятно: когда привыкаешь жить в чистоте, по-человечески, как-то не хочется уподобляться животным…

НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ…

- Приезжайте к нам на Шошина, 25, – сказал, дозвонившись на “Горячую линию”, Николай Степанович. – Вы увидите, что такое настоящая грязь...

Длиннющий “крейсер” из панельных девятиэтажек смотрит окнами на две обтекающие его дороги. Пыль и выхлопные газы – как горько шутят жители домов – естественные составляющие их бытия. Однако проблема вовсе не в дороге.

Когда-то здесь было средоточие вселенского горя и вселенского же спокойствия... Горькие слезы и философское молчание, вечность и прах... Старое кладбище на Столетии – давно закрытое для захоронений – островок леса, тишины, высокой сухой травы в человеческий рост да птичьих криков... Конечно, нет ничего приятного в том, чтобы жить в двух шагах от кладбища, но жить – можно, если бы... Если бы…

Место вечного покоя, место памяти и скорби тонет в мусоре. В отходах человеческой жизни. Вдоль выбитой, в ямах и колдобинах дороги (“Проселочные лучше!” - в сердцах сказал водитель редакционной машины) тянутся горы отвратительного бытового мусора. Битое стекло. Монблан из старого рубероида. Сопка отработавших свое автомобильных шин. Полусгнившие отбросы... пластиковые бутылки... ветки спиленных где-то деревьев... картон... ржавые остовы машин…

Свалка, самая настоящая рукотворная свалка вольготно расположилась в центре огромного микрорайона – и не только закрывает собой чужие могилы, но и смрадно дышит в окна многоквартирных домов...

- Здесь пожары чуть ли не каждый день! – рассказывает Николай Степанович. – Пламя до небес, дым то едкий, то жирный – страшно подумать, чем дышат наши дети и мы сами... Я уж и не скажу вам, сколько раз сам вызывал пожарных – приедут, потушат, уедут,… и завтра так же.

Дымящиеся вонючие кучи воочию увидели и корреспонденты “В”, приехав на место. Равно как и застарелые следы пожаров.

- Да здесь сейчас еще ничего, почти чисто, - радостно приветствовал нас дурно пахнущий “абориген”, зарывшийся, как терьер, в одну из куч. – Тут вот с месяц назад вообще нельзя было проехать – вся дорога мусором завалена была. Потом бульдозер пригнали, он прошелся – дорогу почистил, часть мусора заровнял, землей засыпал... Так “КамАЗы” чуть не по три в день стали бегать, чего только не везут!

Да, многотонные грузовики с отходами приезжают на старое кладбище с печальной систематичностью. Николай Степанович в одной только телефонной беседе назвал корреспонденту “В” двадцать (!) записанных им номеров машин, выгружавших мусор в этой несанкционированной свалке. Толку, впрочем, от этих записей нет никакого. Факт присутствия это не доказывает, если только сфотографировать момент разгрузки…

Олег Дубровский, возглавляющий Первореченский СРД (содержание и ремонт дорог), оказался на свалке в то же время, что и бригада “В”. На просьбу прокомментировать ситуацию он только руками развел…

- Да вот минут за 20 до вашего приезда “КамАЗ” тут стекло привез и старые рамы, явно строительный мусор… Ясно же, что фирма какая-то по ремонту или установке окон деньги решила сэкономить, вот сюда и привезла. Вон там – смотрите – явно из какого-то торгового центра мусор лежит, видите названия на коробках? Это вот земля – явно где-то котлован копали... Да таких злачных мест в городе знаете, сколько? И все об этом знают, и мы, и мэрия, и природоохранная прокуратура. Думаете, мы не работаем? Работаем! Неделю назад я сюда бульдозер присылал, он тут много чего заровнял – да здесь не почва, а слоеный пирог! И что? За неделю столько же привези, если не больше! Да вы посмотрите – вот старая мебель, вот книги – Ильича, классика нашего, труды. Кто их сюда принес и выбросил? Да местные же жители! Все гадят! И бороться очень сложно… за руку надо ловить. Вот смотрите – стоит микроавтобус, набитый под завязку. Говорят, дрова они сюда собирать приехали. Как же! Вот мы сейчас уедем, вы уедете – они все это выгрузят и привет соседям. Какое им дело до того, что тут могилы... Эх!

Прав, ох как прав Олег Валентинович. Здесь, на смрадной свалке рядом с жилыми домами, здесь, над вечным покоем, сошлись в одно как минимум две проблемы: возможностей власти реально влиять на улучшение жизни горожан и отношения владивостокцев не только к своему городу, но и к своим предкам, к своей памяти в конце концов...
Сбитые, сваленные в кучу проржавевшие могильные оградки, разбитые памятники, “украшенный” пластиковыми пакетами крест... поваленные надгробья, утонувшие под грудами мусора могилы.

“Красильников Леонид Георгиевич. 1941-1974”. “Ермаков Василий Никитович. 1949-1972”. Когда-то они были молодыми, красивыми, веселыми. Когда-то над местом их последнего приюта в голос рыдали матери. И они были живы, пока жили те, кто их помнил и любил…... Какими же заскорузлыми, какими же глухими должны быть сердце и совесть человека, способного вывалить кузов разной дряни на чужую могилу… и не содрогнуться при этом, не отказаться, в конце концов, выполнять ТАКОЕ поручение.

Конечно, мертвым все равно. Но живым-то, живым…

Напоминаем. Каждые понедельник, среду и четверг с 10 до 10.30 утра, позвонив по телефону 415-585, вы можете задать вопрос журналисту или коротко рассказать о своей проблеме, а ГЛАВНОЕ -  ответить на «вопрос недели».

«Вопрос недели» сегодня посвящен дачникам. Грабят ли ваши домики, оставленные на зиму, мародеры? Как вы боретесь с этим и боретесь ли? Расскажите!

Итак, в понедельник, среду и четверг корреспондент “В” ждет ваших звонков! И помните – по итогам месяца автор самого интересного звонка получит приз.

КСТАТИ

Служба оперативной информации «В»

В пресс-службе УГПС корреспонденту «В» на вопрос о постоянных пожарах на свалке между Вострецова - Шошина ответили, что пожарные наряды действительно очень часто выезжают в район старого кладбища, неизвестно кем превращенного в помойку. Однако сколько именно раз – сказать затрудняются из-за системы учета. Дело в том, что карточка на пожар заводится, если кому-либо причинен материальный ущерб – в данном случае финансовых потерь нет, а стало быть, фиксируется только сам факт вызова. Последний раз возгорание на этой свалке было 24 ноября, сигнал поступил в 14.55, в 15.25 с огнем уже было покончено. Площадь пожара составила 60 кв. метров.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»