ЗС Приморья: в ногу со временем

Бюджетная дисциплина начинается с личной дисциплинированности. Прошедшая на этой неделе сессия Законодательного собрания ознаменовала новый немаловажный этап в развитии приморского парламентаризма. Депутаты на третьем году своей работы наконец-то отказались от архаичного голосования : установленная в конференц-зале электронная конгресс-система позволила им окончательно избавиться от противоречивого наследия прошлого века и зашагать в ногу со временем.

28 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1468 от 28 нояб. 2003

Бюджетная дисциплина начинается
с личной дисциплинированности.
Прошедшая на этой неделе сессия Законодательного собрания ознаменовала новый немаловажный этап в развитии приморского парламентаризма. Депутаты на третьем году своей работы наконец-то отказались от архаичного голосования : установленная в конференц-зале электронная конгресс-система позволила им окончательно избавиться от противоречивого наследия прошлого века
и зашагать в ногу со временем.
Кроме шуток, третий созыв краевого парламента, вполне овладев сначала технологией принятия законодательных актов, теперь поднялся на новый уровень и в сугубо техническом смысле. Выполнено обещание, данное Сергеем Сопчуком своим коллегам в день его избрания председателем ЗС Приморья в июне 2001 года: обеспечить нормальные современные условия для деятельности краевого парламента. Но на этом техническая революция не завершена: осталось перевести на электронные носители весь тот огромный объем документации, который депутат должен использовать в ходе каждого заседания. Законопроекты и таблицы поправок к ним представляют собой кипу бумаги толщиной сантиметров в 20-30, а необходимость постоянно перелистывать ее отнюдь не способствует хорошему темпу законодательного процесса. Так же, как и ошибки секретарей при визуальном подсчете голосов, случавшиеся прежде и заставлявшие повторять процедуру. Результаты голосования видны немедленно на большом экране, исключая возможность каких-либо спекуляций.
Конгресс-систему установили буквально накануне ноябрьского заседания, завершив ее наладку к полуночи. Поэтому первый день начался с получасовой работы в закрытом режиме, поскольку депутатам надо было освоиться с кнопками и электронными карточками. Одновременно прошел и еще один : по инициативе председателя комитета по регламенту и депутатской этике Юрия Смирнова за закрытыми дверями обсуждалась трудовая дисциплина некоторых из депутатов, позволяющих себе опаздывать на заседания или пропускать их без веских причин.
После непродолжительных и необходимых упражнений в технике и этике депутатский корпус приступил, собственно, к повестке дня, основным вопросом в которой было третье чтение краевого бюджета 2004 года. Поскольку процедура жестко регламентирована Бюджетным кодексом, для переброски средств из раздела бюджетной классификации в конкретные расходные статьи пришлось вернуться во второе чтение. был сделан ради поправки, которой выделяется 10 млн. руб. на ремонт полуразвалившейся школы в Рощино и еще 25 миллионов рублей на строительство новой школы в поселке Красный Яр, где детям негде учиться. Принятие этой поправки, как сказал Сергей Сопчук, во многом обусловлено личным впечатлением депутатов от поездок по северным районам края - подобная форма приближения к реальным проблемам населения широко практикуется нынешним депутатским созывом. Кроме того, увеличена сумма средств, выделяемых на оплату санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы: 20 миллионов должно хватить на отдых и восстановление сил 2,5 тысячи бюджетников вместо полутора тысяч только учителей в текущем году.
Этот рабочий эпизод характеризует выработанный депутатами стиль работы, главным смыслом которой, по словам председателя ЗС Приморья, является улучшение условий жизни каждого конкретно взятого жителя края. Характеризуя принятие бюджета в третьем чтении, в ходе которого было рассмотрено 126 поправок, Сергей Сопчук сказал, что все принятые поправки соответствуют концепции бюджета, сохранилась присущая проекту сбалансированность и социальная направленность.
Справка
Особенностью бюджетного законопроекта является распределение значительной части средств через целевые программы, способные быстро решить наиболее злободневные проблемы и создать точки роста в социально-экономической сфере. Например, в 2004 году будут профинансированы краевые целевые программы - на 293,1 млн. рублей, - 100,2 млн. руб., - 240,8 млн. руб., программы здравоохранения - 177,5 млн. руб., - 91 миллион рублей.

В бюджете учтены и увеличены расходы на пассажирские перевозки льготных категорий населения (в том числе - на авиаперевозки в северных районах Приморья), на 63 миллиона рублей увеличены расходы на выплату денежных средств для детей, находящихся под опекой и попечительством в семьях.
Учтена и такая острая проблема, как кризис водоснабжения южного Приморья: в законопроекте предусмотрено софинансирование из краевого бюджета краевой программы (объем финансирования в 2004 году - 39,5 миллиона рублей), а также мероприятия по наращиванию мощности Богатинского гидроузла - почти 10 млн. руб., реконструкция и развитие систем водоснабжения и канализации в г. Владивостоке - 14 миллионов рублей. По словам первого вице-губернатора Костенко, на решение проблемы нужно и можно выделить на порядок больше средств, но точная цифра появится после 25 декабря, когда Госстрой проведет экспертизу представленных краевыми властями проектов и обоснований. Общая сумма расходов на ликвидацию кризиса водоснабжения достигает 300 миллионов рублей, эти расходы можно будет включить в бюджет в ходе традиционной весенней корректировки, когда поступают дополнительные доходы из федерального бюджета. Но реальные деньги власти готовы выделять немедленно, взяв любые необходимые средства в долг, что уже и происходит на самом деле.
Окончательное, четвертое бюджетное чтение пройдет на сессии Законодательного cобрания 24 декабря.