Талон страхосмотра

В борьбу за техосмотр, который правительство хочет отобрать у ГАИ, включились страховщики. Они готовы не только инвестировать свои средства, но и контролировать качество ТО, чтобы «снизить аварийность из-за технических неисправностей».

14 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1460 от 14 нояб. 2003

В борьбу за техосмотр, который правительство хочет отобрать у ГАИ, включились страховщики. Они готовы не только инвестировать свои средства, но и контролировать качество ТО, чтобы «снизить аварийность из-за технических неисправностей».

В ближайшее время ГАИ может лишиться права проведения техосмотра. Страховые компании готовы его подобрать. Об этом заявил генеральный директор страховой компании «Согласие» (и бывший руководитель Российского союза автостраховщиков) Игорь Жук. По его словам, уже разработано несколько вариантов участия страховых компаний в проведении техосмотра. «Во-первых, страховщики могли бы выступить учредителями организаций, специализирующихся на техосмотре транспорта. Было бы вполне логично, если бы структуры, занимающиеся техосмотром, работали на инвестиционном потенциале страховых компаний». Кроме того, глава «Согласия» предложил контролировать работу организаций, которые будут проводить тех-осмотр. «Мы можем страховать профессиональную ответственность этих организаций. Это позволило бы ввести их финансовую ответственность на случай, если автовладелец станет виновником аварии из-за неисправности машины, прошедшей техосмотр», – объяснил Игорь Жук.

То есть если человек, недавно получивший талон ТО, попадает в аварию и выясняется, что ДТП произошло из-за неисправности в автомобиле, хозяин машины вправе будет потребовать выплат от организации, проводившей ТО. По словам представителя компании «Малакут ассистанс» Сергея Шутова, подобная практика страхования профессиональной ответственности уже довольно долго и с успехом применяется в ряде отраслей. «В любом случае это должно привести к более качественному проведению техосмотра», - отметил Шутов. И, соответственно, к более дорогому - в конечном счете расходы на это страхование лягут на плечи водителей, проходящих техосмотр.
Сами страховщики объясняют свои предложения желанием уменьшить растущее количество аварий на дорогах. Но согласно статистике ГАИ доля аварий из-за технических неисправностей уже много лет не превышает 3 проц.
Кроме того, можно предположить, что, если идеи страховщиков воплотятся в жизнь, техосмотр максимально усложнится, в первую очередь для хозяина машины - ведь придираться будут к любой мелочи.

Игорь Жук заявил, что уже в ближайшее время его предложения будут представлены для обсуждения правлению Российского союза автостраховщиков, и  скорее всего эти идеи вызовут одобрение управления союза. По словам Щавелева, страховщики в первую очередь заинтересованы в снижении количества аварий и, как следствие, компенсационных выплат хозяевам автомобилей. «Очень часто говорят, что авария произошла, когда водитель не справился с управлением. А у водителя в этот момент на самом деле «провалилась» педаль тормоза или случилась еще какая-то механическая неполадка. Поэтому страховые компании заинтересованы в качественном проведении ТО. Если мы сами будем этот процесс контролировать, то работать станет намного проще», - уверен Щавелев.

Один из самых известных случаев возмещения убытков в результате дорожно-транспортного происшествия имел место в Англии. В 20-х годах на одном из железнодорожных переездов перед мостом через канал заглох автомобиль. Протаранив его, загруженный песком поезд сошел с рельсов и, пробив ферму моста, упал в канал. Песок из поезда запрудил канал, возникло небольшое наводнение, в результате которого оказались засоренными поля окружающих фермеров. Компании, где была застрахована ответственность этого автовладельца перед третьими лицами, пришлось выплатить стоимость поезда, ремонт моста, очистку канала и полей.

Собираюсь работать в такси на личном автомобиле. Когда обратился в фирму, где предлагают такую работу, мне сказали, что необходимо заключить договор аренды и заменить регистрационные номера на желтые. Правомерно ли требование по замене номеров?

Да, правомерно. Согласно ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» для легковых автомобилей, которые используются при перевозке пассажиров на коммерческой основе, а также грузовых, оборудованных для перевозок более восьми человек (кроме случаев, когда перевозки осуществляются для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), и автобусов установлены регистрационные знаки типа 1Б на желтом фоне. Такие знаки выдают при наличии лицензии на пассажирские перевозки на все транспортные средства, эксплуатируемые перевозчиком, в том числе на основании договоров аренды.

Автор: Игорь ПЕТРОВ, специально для «В»