Ажиотажный спрос на акции компании “Прогресс”

“Черная акула”, самый знаменитый в мире боевой вертолет производства арсеньевской авиакомпании “Прогресс”, либо со дня на день начнет свое триумфальное шествие на международном рынке вооружений, либо окончательно будет похоронен как главный конкурент зарубежных аналогов ВВС. Этот вывод напрашивается из развернувшейся в городе кампании по скупке ценных бумаг предприятия.

29 май 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №146 от 29 май 1997

“Черная акула”, самый знаменитый в мире боевой вертолет производства арсеньевской авиакомпании “Прогресс”, либо со дня на день начнет свое триумфальное шествие на международном рынке вооружений, либо окончательно будет похоронен как главный конкурент зарубежных аналогов ВВС. Этот вывод напрашивается из развернувшейся в городе кампании по скупке ценных бумаг предприятия.

Дело в том, что все последние дни мая на внебиржевом фондовом рынке Приморья интерес к ним искусственно подогревается. Объем покупок акций “Прогресса” резко увеличился. В Арсеньеве этим занимаются около 10 контор, в основном владивостокских, расположивших своих агентов в 12 пунктах - от отделений связи и других учреждений города до частных квартир. В местных средствах массовой информации регулярно даются “агитки”, призывающие граждан поспешить сюда и сдать свои акции за 40-50 тысяч рублей. А в почтовых ящиках арсеньевцев даже появилось обращение, подписанное неким оргкомитетом “партии реформ”.

Есть смысл кое-что из него процитировать, прежде чем делать предположения по возникшему в городе и крае ажиотажу вокруг ценных бумаг авиакомпании. Уже в преамбуле обращения к акционерам “Прогресса” и “Аскольда” дается откровенный, хотя и в абстракции, адрес заказчиков развернувшейся кампании: “Нынешние власти обещают вам выход из экономического кризиса, разрешение социальных проблем вашего города и проблем с зарплатой. Однако где же они собираются взять деньги на реализацию своих популистских программ, если сам губернатор Приморья противится приватизации и продаже отечественных предприятий иностранным компаниям? Наступили новые времена: сегодня реально повернуть события в свою пользу!” И далее столь же откровенно указан рецепт, по которому следует действовать арсеньевцам: “Сложившаяся уникальная ситуация позволяет привлечь на градообразующие заводы Арсеньева иностранный капитал, не спрашивая согласия Наздратенко и иже с ним. Скоро у вас будет возможность передать права собственности иностранным инвесторам, выгодно продав им акции ваших предприятий. Москва, краевая власть и сегодняшнее руководство ваших АО не поднимут Арсеньев с колен. Это сделают лишь деньги крупных западных фирм, помощь умелых менеджеров и управляющих”.

Нет, прямую связь между появлением этого обращения к горожанам и прибытием в Арсеньев скупщиков акций трудно установить. И если здесь есть какой-то криминал, то это дело компетентных органов. Но очень похоже, что такая связь существует. По сути же самой ситуации в авиакомпании выдвигаются 2 версии. Первая: в связи с продвижением и возможным близким, притом благополучным завершением предконтрактной подготовки по прямому экспорту боевого ударного вертолета “Ка-50” (“Черная акула”) конкурирующие зарубежные фирмы решили скупить крупный пакет акций “Прогресса”, прорваться в его совет директоров и добиться остановки производства этой машины. Версия вторая, обратная: в связи с тем же одна из зарубежных фирм приобретает акции предприятия, чтобы в недалеком будущем иметь солидные дивиденды.

Как бы то ни было, но вот что сообщил корреспонденту “Владивостока” начальник отдела фондов и ценных бумаг “Прогресса” Виктор Аладин:

- События развиваются столь стремительно, что мы не успеваем проводить изменения в заводском реестре акционеров, который ведет фирма “Дальспецрегистратор”. Лично я бы предложил авиастроителям 3 варианта поведения в нынешней обстановке. Первый: сколь ни трудно в семьях сегодня материально, терпеть до последнего, не продавать акции, ведь перспектива запуска производства в авиакомпании все более реальна. Второй: если уж совсем плохо с деньгами - передать акции в доверительное управление владивостокской фирме “Хеджер”, руководство которой нам хорошо знакомо как надежный партнер на российском рынке ценных бумаг. Получив за это некоторую сумму, но не лишившись самих акций. И третий путь: если терпеть невозможно и работник все же решился на крайнюю меру, то продавать акции лучше именно этой фирме. Такими действиями мы сможем сохранить максимальную долю участия трудового коллектива в акционерном капитале “Прогресса”.

Свои заявления по массированной скупке акций “Прогресса” сделала и городская администрация. В отсутствие мэра Виктора Манойленко, убывшего в Москву для решения вопроса о преобразовании Арсеньева в ЗАТО, к горожанам через средства массовой информации обратился его заместитель по общим вопросам Олег Бердиев. Процитированный выше документ “партии реформ” он назвал акцией “партии жирных”, стремящихся вконец обобрать нищих арсеньевцев, разорить город. Скупщикам акций дано определение “пятой колонны”. При этом О. Бердиев назвал истинную стоимость каждой акции “Прогресса”, обеспеченной его материальными ценностями, - более 1 млн. рублей. А заместитель председателя городской думы Галина Костина и кандидат на освобожденный пост председателя думы депутат Геннадий Суриц, пока еще главный металлург авиакомпании, высказались однозначно:

- Эти господа действуют так только для того, чтобы совсем остановить завод, выбить с мирового рынка самую конкурентоспособную отечественную продукцию, какой является “Черная акула”.

Генеральный директор “Прогресса” Юрий Бодня в настоящее время находится в Москве, в том числе пытаясь выяснить, откуда “растут ноги” нынешнего бума на ценные бумаги предприятия, и принять адекватные меры. А между тем скупка акций “Прогресса” продолжается. И весьма успешно. Ведь авиастроители уже целых 13 месяцев сидят без зарплаты.

Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, “Владивосток”