Я умею играть…

Народная артистка России Татьяна Васильева. Родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде. В 1969 году окончила школу-студию МХАТ, работала в московском Театре сатиры, театре им. Маяковского, театре «Школа современной пьесы». Снялась в более чем 50 кинофильмах, в основном комедийных («Самая обаятельная и привлекательная», «Соло для кошки при полной луне» и др.), получив в свое время статус одной из самых снимаемых актрис. Сегодня не работает в кинематографе, отдав полное предпочтение театральной сцене.

13 нояб. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1459 от 13 нояб. 2003

Народная артистка России Татьяна Васильева. Родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде. В 1969 году окончила школу-студию МХАТ, работала в московском Театре сатиры, театре им. Маяковского, театре «Школа современной пьесы». Снялась в более чем 50 кинофильмах, в основном комедийных («Самая обаятельная и привлекательная», «Соло для кошки при полной луне» и др.), получив в свое время статус одной из самых снимаемых актрис. Сегодня не работает в кинематографе, отдав полное предпочтение театральной сцене.

Во Владивосток Татьяна Васильева наезжает часто. Можно сказать, регулярно. И неизменно спектакли с ее участием, что называется, обречены на успех. В «Бумеранге», с аншлагами шедшем в Доме офицеров флота и Дворце культуры моряков в дни ноябрьских праздников, она играла… актрису. Талантливую… Талантливо…

- Татьяна, в театр сегодня идут с охотой и удовольствием  – в большой, репертуарный, в маленький артистический подвальчик… А ведь еще недавно ему прочили забвение. В чем секрет?

- Театр всегда привлекал и будет привлекать. Это живое искусство, которое нельзя повторить, дважды сделать одинаково. Это все глупости, что люди перестали ходить в театр, предпочли кино или телевизор. Они никогда не будут соперничать с театром.

- Но сверхзадача сегодня изменилась…

- Меня никогда не привлекало играть против чего-то или против кого-то. Это такая фига в кармане. И вообще задача театра, на мой взгляд, в другом -  найти пьесу на все времена. Есть вечные пьесы и вечные авторы. Можно поставить, чтобы это волновало, чтобы это было про нас, чтобы пришла молодежь в театр…... Для актера сверхзадача – попробовать себя в разных амплуа.

- Вы не единожды привозили во Владивосток «Ботинки на толстой подошве», сегодня «Бумеранг»...

- Герой «Бумеранга» так одинок, что пытается за деньги купить любовь жены и дочери, привязанность друга... Любые неестественные отношения обречены на провал, но в этой пьесе все получилось так, как хотелось герою. Потому что все, кто согласился играть семью за деньги, тоже были очень одиноки...… Мы избежали безжалостного и скучного финала, в котором герой стреляется...… Кстати, это еще одна задача театра – чтобы не было скучно зрителю.

- С вечными ценностями понятно... Творчество и деньги – тоже тема вечная. И не всегда счет в пользу первого. А в актерской среде сегодня?..

- Деньги, действительно, играют в последние годы большую роль в жизни россиян, но в нашей профессии они ничего не изменят. Даже если ты выскочишь на пару месяцев, дальше тебя, бесталанного, никакие деньги не спасут. Если ты бездарен, не можешь доказать, что по-настоящему работаешь в своей профессии, при чем здесь деньги?

- Но нищий актер – тоже плохо...

- Может быть, это странно звучит для тех, кто решил, что знает формулу успеха, в общем-то любой может оказаться в положении человека совершенно не нужного, и доказывать, что ты талантлив, - нет ничего противнее. Конечно, сейчас больше возможностей у актеров попасть в ту самую обойму. Сидеть сложа руки, курить в гримерках, пить, ругать режиссеров... Слава богу, эти времена закончились. Тот, кто выбирает путь собственный, кто уходит в ту же антрепризу или еще куда-то, находит деньги – ставит эксперимент. Ведь никто ничего не гарантирует, но это не сидеть все-таки. А значит, не быть нищим…

- А вам приходилось сидеть сложа руки?

- Да, когда я сидела и ждала, по 4-5 лет. Не было вариантов. Причем покорно ждала. Переживала эти времена в самый расцвет творческих сил. Если бы ничего не изменилось, я бы, наверное, занялась чем-то другим, чтобы кормить детей.

- Кстати, о детях. Вы производите впечатление жесткого человека, как выстраиваются отношения с сыном и дочерью?

- Дети уже взрослые. Филиппу 25, Лизе 16. Я абсолютно сумасшедшая мать. Отовсюду звоню и узнаю, как у них дела, поели ли они… Конечно, хочу, чтобы они были менее зависимы от жизни. Самостоятельны. Лиза более прагматичный человек, чем я. Но я не хотела бы, чтобы она прошла мой путь. Я настраиваю ее на другую жизнь. Единственное, что я ей говорю, что женщина не может и не должна быть зависимой от мужчин. Стоять с протянутой рукой перед мужем – такие отношения обречены, она сама должна встать на ноги, зарабатывать, желательно профессией, которую она любит и понимает. Сейчас Лиза учится на радиотележурналистике. Но это тоже ничего не значит, учиться можно чему угодно, а заниматься, чем придется. Главное, чтобы она поняла время, в котором живет... Пока она еще мала. Филипп старше, уже выучился на юриста, но тоже пока еще не совсем самостоятелен.

- Не зависеть от мужчин... Вас обижали?

- Случалось. Но недавно я поняла, что вполне могу обходиться без сильного пола. У меня есть приятели, друзья, мужчины, но сейчас у меня нет мужа. И я счастлива, главное, не любить никого больше, чем себя. К счастью, я не зависела от мужчин никогда. Женщина не должна быть слабой.

- Попробую предположить, вы плохо относитесь к актерским мемуарам…

- Почему же? Я не стала бы делиться своими впечатлениями об актерах и театре, но какими-то впечатлениями от своей жизни стала бы и стану. Я набрасываю кое-что в дневник. Делаю это по желанию и настроению, больше всего не люблю ощущения, что что-то делаешь для потомства.

- Вы боретесь с возрастом?

- Нет. Главное, ощущать себя молодой внутренне. Что касается внешности – надо поменьше позволять себе слабостей. Курение, питье, невоздержанность в пище… Это все не для меня. Между прочим, к еде я вообще отношусь сдержанно, потому что у меня язва. Я питаюсь в основном кашками, которые везде вожу с собой.

- И рюмочки себе не позволяете?

- Позволяю. Если понимаю, что устала, могу выпить водки и потом валокордин. Это гарантия того, что я усну.

- А для удовольствия...

- Коньяк…... Но я никогда не бываю пьяной, в принципе.

- А как вы справляетесь с минорными настроениями?

- Стараюсь думать о чем-то хорошем. У каждого есть свое что-то приятное. Надо верить, что оно обязательно наступит. А потом надо понимать, что это жизнь, она такая, какая есть, исправлять ее… Лучше работать над собой...

… И не предъявлять никаких претензий. Надо думать, что в этот момент миллионы людей находятся в больнице, пока едешь в метро в плохом настроении от того, что что-то не сложилось, что ушел твой муж. Вот об этом надо подумать, что человек стоит в больнице у окна. Конфликт с  близкими людьми – сложнее. Надо удержаться в нужный момент от каких-то слов, вовремя простить…

- Ваша театральная стезя сегодня – только антреприза?

- Да. В кино мне не предлагают хороших ролей, а то, что предлагают, я не считаю возможным...… Пока антреприза, а дальше - кто знает. Во всяком случае, в театре «Школа современной пьесы» я только числюсь. Даже не знаю, зачем. Там ужасно скучно. Вот вернусь сейчас в Москву, посмотрю, что там начислено, и раздам несчастным артистам, которые получают копейки.

- А ваши заработки позволяют материальные ценности?

- Все относительно. Кое-что позволяют. К примеру, автомобиль. Подержанный «Плимут-Вояджер». Большая машина, мне удобнее в ней. Но она очень дорогая, поскольку подержанная, она все время чего-то требует.

- В актерской среде сегодня много бизнесменов, вы не пытались открыть свой ресторан или что-то еще?

- Нет, я не пыталась заниматься режиссурой, бизнесом, чем-либо другим. Я умею только то, что умею. Играть…

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»