“ЛуТЭК”: еще один шаг к здравому смыслу?
Сказать по правде, идея слияния Лучегорского разреза и Приморской ГРЭС витала в воздухе еще в годы проектирования разреза на базе Бикинского буроугольного месторождения с перспективными запасами и строительства рядом с ним крупнейшей на Дальнем Востоке тепловой электростанции. Основывалась она на здравом смысле и мировом опыте: дешевый уголь при минимуме транспортных расходов - это дешевая электроэнергия в результате. Однако в дальнейшем творцы социалистической экономики все-таки пошли своим путем и вопреки этим двум составляющим очевидной выгоды. Теперь мы имеем то, что имеем: энергетический кризис.
Сказать по правде, идея слияния Лучегорского разреза и Приморской ГРЭС витала в воздухе еще в годы проектирования разреза на базе Бикинского буроугольного месторождения с перспективными запасами и строительства рядом с ним крупнейшей на Дальнем Востоке тепловой электростанции. Основывалась она на здравом смысле и мировом опыте: дешевый уголь при минимуме транспортных расходов - это дешевая электроэнергия в результате. Однако в дальнейшем творцы социалистической экономики все-таки пошли своим путем и вопреки этим двум составляющим очевидной выгоды. Теперь мы имеем то, что имеем: энергетический кризис.
Разговоры о слиянии разреза и Приморской ГРЭС, действующих в Лучегорске, в полный голос возобновились в прошлом году, когда энергетическая проблема в крае уже чрезвычайно обострилась. Инициатором ее стал губернатор края Евгений Наздратенко, заручившийся поддержкой руководителей лучегорских предприятий энергетики и угольщиков. Приезд в Лучегорск в октябре прошлого года тогдашнего первого вице-премьера Алексея Большакова укрепил надежду, что эта идея заинтересует и правительство. И вот 20 мая уже новый первый вице-премьер Борис Немцов и губернатор края Евгений Наздратенко подписывают в Москве соглашение о слиянии двух акционерных обществ - “Приморская ГРЭС” и “Разрез “Лучегорский” в единое акционерное общество “ЛуТЭК”, что может стать отправной точкой для выработки необходимого правительственного постановления, нацеленного на ликвидацию острейшего энергетического кризиса в Приморье. По крайней мере позавчера, 22 мая, генеральные директора Приморской ГРЭС Вальтер Козлов и Лучегорского разреза Георгий Швец отбыли в Москву с учредительской документацией своих акционерных обществ и в сопровождении собственных юрисконсультов. Накануне корреспондент “В” встретился с ними и записал их мнение по этому неординарному решению.
Вальтер КОЗЛОВ: “Весь день 21 мая у меня прошел в разговорах с Москвой - совещание намечено на 23 мая. Хотя я еще и не совсем здоров после автомобильной аварии десятидневной давности, но дело есть дело. Скажу откровенно: я - за. Вместе с краевой администрацией и наукой мы уже год работаем в этом направлении. Есть хороший мировой опыт, есть хорошие прогнозы ученых: дело стоящее. Другое дело - в наших условиях это объединение осуществить будет непросто: надо не только преодолеть ведомственные барьеры, но и в какой-то мере рутинное мировоззрение некоторых наших экономистов, работающих сейчас в правительственных кругах. И здесь, в низах, естественно. А выгода очевидная: слияние двух предприятий немедленно вызовет прекращение роста энерготарифов и начнется даже эффективное их снижение. Это однозначно. Появятся стимулы для энергетиков полнее задействовать неиспользуемые сейчас мощности станции, которая при полной загрузке может сегодня вырабатывать до 90 процентов электроэнергии, необходимой краю. У шахтеров появится неизбежный интерес к повышению качества поставляемого угля, потому что они сами убедятся, что глина не горит и дохода не приносит - киловатт-то будет общий. Проще будет решать и многие социальные проблемы обоих коллективов. В общем, дело стоящее, но, еще раз повторюсь, на первых порах будет очень трудно...”
Георгий ШВЕЦ: “Ну раз Немцов с Черномырдиным решили так, значит, так и будет. А выгоды - посмотрим. Есть еще проблема: ведь у нас пока различные акционерные общества, а мнения акционеров еще никто не спрашивал. Хотя разумное начало в этом деле есть. На мой взгляд, давно надо переходить на контрактную основу с работниками и освободиться от балласта в коллективе: у некоторых до сих пор сознание на уровне 87-го года”.
Добавлю, к случаю: еще в марте этого года я задал Георгию Швецу аналогичный вопрос. Его мнение на этот счет тогда было несколько категорично: “Не в объединении проблема, а в неплатежах. Будут деньги, живые, - будет и уголь в достаточном количестве, потому что мы сможем наладить бесперебойное обеспечение разреза дизельным топливом и запчастями”, - сказал он тогда. Но все течет, как говорится, и сейчас решение жизненно важной для приморцев проблемы вышло практически на финишную прямую. И хотелось бы, чтоб ее в очередной раз не замотали в правительственных коридорах.
Автор: Виктор ХОЛЕНКО, “Владивосток”