Александр Абдулов: Я - дворняга из Ферганы
Романтический герой, любитель и любимец женщин, работяга, хороший организатор и прочее, Александр Абдулов Владивосток взял штурмом. На спектакле «Все проходит…» по пьесе Дмитрия Астрахана в театре им. Горького был аншлаг. Шли на Абдулова. Одни, не допущенные к звездной дорожке у кинотеатра «Океан», спешили увидеть своего кумира живым и невредимым (буквально перед приездом Александра на кинофестиваль появилось сообщение, что актер лежит в больнице), другие желали лично убедиться в талантливой игре актера, награжденного «Хрустальной Турандот» и премией Станиславского. На сцене страсти рвались в клочья: неуязвимый супермен попал в жизненный переплет, из которого не так просто выбраться.
Романтический герой, любитель и любимец женщин, работяга, хороший организатор и прочее, Александр Абдулов Владивосток взял штурмом. На спектакле «Все проходит…» по пьесе Дмитрия Астрахана в театре им. Горького был аншлаг. Шли на Абдулова. Одни, не допущенные к звездной дорожке у кинотеатра «Океан», спешили увидеть своего кумира живым и невредимым (буквально перед приездом Александра на кинофестиваль появилось сообщение, что актер лежит в больнице), другие желали лично убедиться в талантливой игре актера, награжденного «Хрустальной Турандот» и премией Станиславского. На сцене страсти рвались в клочья: неуязвимый супермен попал в жизненный переплет, из которого не так просто выбраться.
- Александр, вы играете достаточно авторитарного человека, который, изменяя жене, не способен простить ее измену. А в реальной жизни вы простили бы женщину?
- Знаете, у меня не было такой ситуации в жизни. Я даже представить себе не могу, что я сделал бы. Скорее всего не простил бы, просто не смог бы жить с ней дальше. В общем, спектакль где-то передает мое собственное отношение к вещам. Мужчина и женщина не могут обладать равными правами. Так природой задумано. Эмансипация, борьба за равенство, жизнь заставляет быть сильными...… Да это не жизнь, а блажь! Странное желание быть независимой, а потом через какое-то время пойти на попятную, потому что хочется ласки, хочется быть слабой. У Чехова есть замечательная фраза: «Женщина, занимающаяся политикой, напоминает мне взбесившуюся канарейку». Это примерно из той же области. Я считаю, что эмансипацию придумали некрасивые женщины из мести мужчинам за собственную невостребованность. Бог создал женщину для другого, а вовсе не для того, чтобы она плавила сталь и водила самолеты.
- Вы актер театра и кино, в то же время монтируете и снимаете сами, разъезжаете с антрепризой. Зачем столько дел?
- Хочется понять, на что ты способен. Я не могу сидеть на одном месте, и безделье - это худшее из наказаний для меня. Ближе всего театр - это искусство, которое позволяет расти, трансформироваться, в каждом спектакле быть разным. Это не кино, где сняли дубль и все...…
- Но кино ведь приносит гораздо большую известность, к которой вы, судя по всему, неравнодушны…
- Да, конечно, конечно. Я неравнодушен к популярности. Мне это нравится, я для этого и работал. Что в этом плохого?
- А возраст меняет отношение к славе?
- Меняет. Сейчас я уже поспокойнее к этому отношусь. Раньше приносило удовольствие то, что узнавали на улице. А сейчас спросят: «Абдулов?». Я отвечаю: «Нет, просто похож».
- Вы приехали в Москву из провинции; большой город делает человека циничным, злым?
- Нет, пожалуй…... Это сложно объяснить. Я дворняжка абсолютная. Приехал из глубинки, из Ферганы, не сидел и не ждал, чтобы меня позвали. Сам ходил везде. Начинал с массовок. Человек не имеет права сидеть и ждать чуда. Кому-то повезет, но ведь часто не везет.
Мне с неба ничего не падало, не было доброго дяди, пришлось и вагоны разгружать, и по общагам скитаться. Но другого варианта не было. Как только выпал шанс - пригласили в Ленком, я его использовал. …Видите ли, дворняжка более выживаема. Не злее. Просто трудолюбивее.
- Александр, вас числят героем-любовником, который довольно безжалостен с женщинами. Как складываются отношения с одной из них - дочерью Ксенией? Она росла без вас…
- Мне не на что жаловаться. Ксения - потрясающий ребенок. Очень тонкий, умный, красивый человек. К сожалению, мы чаще общаемся по телефону. Но она в каждой серьезной ситуации спрашивает моего мнения. Это важно. К примеру, именно мне она показала до свадьбы своего жениха. Советуется по поводу съемок...…
- Вы возглавили Московский международный фестиваль. Зачем? Любите тусовку?
- Дело не в этом. Вернее, вопрос - какая тусовка. Фестиваль - это большая, дорогая, хорошо организованная тусовка. Это адов труд! Я под конец фестиваля просто ходить не мог. Но мы с Сергеем Соловьевым решили, что обязательно надо взять фестиваль в свои руки в тот момент, когда он превратился просто в ноль. Всегда очень трудно что-то возрождать. Упасть можно быстро, а вот наоборот...… Чтобы получить фестиваль класса «А», надо приложить немалые усилия. И если бы мы с Соловьевым не приложили колоссальные усилия, то Московского международного кинофестиваля просто не было бы. Это стоило не просто организационных усилий, но и больших денег, которые надо было где-то найти. Никто ведь просто так не ездит.
- Но ведь есть еще и кино. Взять хотя бы последний фестиваль в Венеции, призером которого стал российский фильм «Возвращение». В актерской среде существует какое-то мнение о нем?
- Я еще не видел фильм, поэтому не могу ничего говорить. Но фестиваль не определяет по большому счету успех картины. Все равно это пристрастия, я не верю в объективность жюри. Приз может взять такая картина, которую народ потом не смотрит. Кроме того, от критики много зависит, от СМИ. Напишут: «Странное кино какое...…». Этакая псевдомногозначительность. А на самом деле скучное и глупое кино.
- Вы достаточно состоятельный человек, судя по маркам машин, угнанных («БМВ» и джип) и ныне имеющейся («Вольво»). Это все актерские труды?
- Только они. Все заработано. За эти полтора месяца я снялся в 42 сериях в трех фильмах. Такого не пожелаешь никому. Здоровье страдает. Я и в больницу попал перед началом сезона от банального переутомления. Мы должны были открывать сезон спектаклем «Плач палача». Не буду рассказывать подробности работы. Да и невозможно это. Что рассказать о том, как ты репетировал? Это моя кухня. Я не верю тем артистам, которые начинают рассказывать: «В тот момент, когда я проснулся, я понял, как играть...». Чудовищная ложь. Не верьте актеру, который говорил, что играл так и так свою роль. Это еще одна роль. Чтобы что-то понять, приходите и смотрите.
- Вы - любимец публики и в то же время обладатель театральных премий. Что важнее - формальное признание или зрительный зал?
- Да, я получил премию им. Станиславского и «Хрустальную Турандот» за спектакль «Варвар и еретик» Петера Штайна. Труд замечен, оценен...… Это правильно. Но знаете, я 30 лет работал. У меня 150 ролей в кино. Не за премии же это все делается.
- Видимо, вы не станете жаловаться на невостребованность…
- Действительно, было бы грешно. Я снялся сейчас в продолжении «Некста», в Киеве в картине «Профессия - жена» (10 серий). Сейчас заканчиваю работу у Астрахана в картине «Фабрика грез» (16 серий). К сожалению, сериалы сегодня отличаются от тех, что раньше. «Противостояние» с Болтневым, «17 мгновений весны» Лиозновой, «Большая перемена» - с ними трудно сравнивать. Тогда к сериалам относились как к художественному кино, сейчас - как к месту для рекламы.
Занят в театре в двух спектаклях - «Варвар и еретик» и «Плач палача». Мы много ездим. Со спектаклем «Все проходит...…» объездили весь мир - США, Израиль, Канаду, Германию, страны ближнего зарубежья. Вот приехали во Владивосток…...
Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»