Водяное безумие
Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки, и слова из давней развеселой песенки воспринимаются теперь владивостокцами исключительно с горькой усмешкой. Кстати, ключевая фраза в той песне звучит так: «Появляется вопрос: почему я водовоз?». Вот этот самый персонаж и становится сегодня в краевом центре самой желанной фигурой.
Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки, и слова из давней развеселой песенки воспринимаются теперь владивостокцами исключительно с горькой усмешкой. Кстати, ключевая фраза в той песне звучит так: «Появляется вопрос: почему я водовоз?». Вот этот самый персонаж и становится сегодня в краевом центре самой желанной фигурой.
Впрочем, шутки в сторону. Потому что в отличие от наших властей настоящий, а не фольклорный водовоз – гражданин чрезвычайно серьезный, ответственный, снабжающий своих земляков жизненно необходимой влагой исключительно по графику. Когда в каждом дворе знают, во сколько появится неспешно трусящая лошадь, тянущая бочку с водой.
Вот и еще одно ключевое слово: график. Элементарная вещь, но именно она (и только она!) способна реально показать, насколько власть готова к управлению, а не только к надуванию щек. Потому что любая управленческая система строится на принципе двустороннего движения информации – снизу вверх и сверху вниз. У нас снизу вверх поднимаются стенания, а сверху звучат жалкие попытки – нет, не оправдаться, ведь персонально ни один начальник не может быть виноват, а переложить вину на чьи-нибудь плечи; хоть Господа Бога, который не пролил на край августовские тайфуны.
В июне довелось побывать в Санкт-Петербурге. Здесь каждое лето с такого-то по такое-то июня весь город отключают от горячей воды – идет промывка и ремонт систем, подготовка к новому сезону. Об этом все знают, и никто особенно не ропщет. В этом году уж не помню по каким причинам ремонт затянулся на 5 (прописью «пять») внеплановых дней. На каждом подъезде – поверьте, ваш корреспондент обошел из любопытства немало домов – появилось стандартное объявление: «Уважаемые жильцы! По техническим причинам горячая вода будет включена не такого-то, а такого-то. Приносим свои извинения. Администрация».
Что касается Владивостока, то поверить, что власть хоть в какой-то степени способна управлять ситуацией, можно будет только после того, как на каждом подъезде каждого дома появится соответствующее объявление (желательно с извинениями за доставленные неудобства) о том, что вода у вас будет – подвозиться, подключаться, хоть с неба проливаться – каждый день конкретно в такое-то время. Опять же: по тому, насколько это будет выполняться, мы, горожане, и будем судить о способности властей решать по-настоящему острые (уж всяко не канатная дорога) проблемы.
О большем, пожалуй, не стоит и мечтать. Ну не дети же мы, право слово, чтобы надеяться, что кто-то из высокого руководства, заняв привычное место у радиомикрофона или перед телекамерой, скажет: да, моя вина, знал, что во Владивостоке вечная проблема с водой, но не сконцентрировал усилия, забросил водовод с Пушкинской депрессии, не наладил конструктивного диалога с властями других уровней, извините… Нет, такого и ждать не приходится, ибо власть у нас по определению не виновата. А что, разве мало сделано для горожан в последнее время? Весь центр вымощен красивой брусчаткой, фонтаны – с той самой водой – десятками фонтанируют так, что аж дух захватывает. Понятно, что цикл там замкнутый и расхода воды практически нет, но психологическое воздействие на людей, особенно на тех, у кого, пардон, нечем в унитазе смыть, а таких нынче в городе большинство, оказывается потрясающее…
Еще один парадокс нашего городка: счета за потребление холодной воды. С завидной регулярностью (в отличие от собственно воды) они приходят и попадают в почтовые ящики горожан, и сумма платежа абсолютно стандартна – 100 процентов. Подаем на бедность? Искренне изумляет в этой связи позиция антимонопольного комитета, других контролирующих структур, вот уже третий месяц старательно делающих вид, что ничего неестественного не происходит. Понятное дело – это же не ларечников гонять…
…Мы платим дорогую дань цивилизации: хотим жить в современном комфортабельном жилье, однако возле него нет колонок и колодцев, как нет и деревянных туалетов «типа «Мэ» «Жо». Появились, правда, в последнее время биотуалеты, сконцентрированные в основном в центре города и позволяющие осуществлять вечный, как сами потребности, бизнес. Так, может, имеет смысл «сдвинуть» его в сторону спальных кварталов? И, может, часть расходов власть возьмет на себя?..
Масса интересных вопросов возникает также в связи с жизнедеятельностью школ, детских садов и яслей, больниц и родильных домов. Как, впрочем, и в связи с работой многочисленных кафе и ресторанов, автомобильных моек, других заведений, по определению не способных функционировать без обилия проточной воды. Ответить на них мы попробуем в ходе рейдов, которые планируют совершить корреспонденты «В» в ближайшее время, их репортажи ждите на страницах нашей газеты.
И еще. В демократическом обществе кризисная ситуация обязательно сопровождается ясной и точной информацией о причинах ее возникновения и о путях выхода. О чем можно говорить у нас, если руководство «ВКХ юга Приморья» делает все возможное, чтобы не допустить журналистов ни на Седанкинское, ни на Богатинское водохранилища. Есть что скрывать?..
…Совпадения бывают просто поразительные. О чрезвычайной ситуации «по воде» во Владивостоке было объявлено 3 сентября. В этот самый день на другом конце страны, в Ростове-на-Дону, под председательством российского президента Владимира Путина началось очередное заседание Госсовета РФ, посвященное на этот раз исключительно водохозяйственным проблемам. На повестке дня проект национальной программы «Вода России – ХХI век». Злободневность вопроса не подлежит обсуждению. Жаль только, что в качестве места проведения Госсовета его члены избрали стоящий на берегах полноводного Дона Ростов, а не задыхающийся от жажды Владивосток. Наш печальный опыт мог бы заметно актуализировать дискуссию.
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"