Только бурка казаку…
Чем живут служивые в ту пору, когда их подопечной - Родине никто не угрожает? Задуматься на эту тему заставило тревожное сообщение, присланное читателем, озадаченным судьбой здания на Володарского, 19 во Владивостоке.
Чем живут служивые в ту пору, когда их подопечной - Родине никто не угрожает? Задуматься на эту тему заставило тревожное сообщение, присланное читателем, озадаченным судьбой здания на Володарского, 19 во Владивостоке.
Небольшой двухэтажный особняк, построенный около столетия назад, изначально задумывалось использовать как Народный дом имени Пушкина. 14 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие здания. В то время в нем располагались зрительный зал, библиотека, чайная; проводились концерты, спектакли, лекции; работали кружки, курсы грамотности. За свои заслуги дом был включен в список памятников истории и культуры, охраняемых государством, после чего принятие решений по использованию данного Народного дома взяло на себя Минимущества России.
И решение не заставило себя долго ждать: комитету по управлению государственным имуществом Приморского края наказали оформить договор безвозмездного пользования данным зданием с Уссурийским войсковым казачьим обществом (УВКО), возглавляемым батькой Полуяновым. Условие нескончаемой аренды только одно – капитально-восстановительный ремонт здания проводится за счет средств УВКО.
Не успели казаки задуть свечи на праздничном торте в честь дорогого подарка атаману-энтузиасту, как тут же народилась масса идей, как благоразумнее распорядиться свободной жил-площадью. В планах были и открытие кафе, и возрождение кружков, студий, библиотеки, даже создание Пушкинского театра…...
Вероятно, годы остудили казачий пыл – на деле бравые защитники родных рубежей и хранители богатого культурного наследия оказались негожими домовладельцами. С той поры, когда было принято решение, здание не изменилось. Во всяком случае, внешне. Разве что время оставило на нем свой отпечаток, покрыв фасад глубокими трещинами, да возле парадного входа появилась табличка, указывающая на принадлежность дома УВКО. Однако начинка Народного дома не та, что прежде. Памятник истории буквально нашпигован фирмами и коммерческими организациями. Здесь есть и служба такси, и охранное агентство, и дизайн-студия, которые умудряются-таки не замечать структуры, стоящие на защите памятников истории. Стоит ли удивляться - помещения, сдаваемые компаниям под офисы, широтой и просторностью не отличаются, потому их легко не заметить, особенно если часто моргать не по делу.
Между тем выявление фирм в Народном доме оказалось делом нехитрым. Достаточно было обратиться за справкой в городскую службу «516» с вопросом, какие организации расположены на Володарского, 19, после чего осталось прозвонить фирмачей, подтвердивших свое местонахождение по вышеназванному адресу. Притом в дизайн-студии, обосновавшейся в числе остальных в злополучном здании, без лишней скромности отметили, что офис расположен в «бывшем Народном доме».
Кроме того, на Володарского, 19 выказывают готовность отремонтировать любое средство передвижения. Подправить то, что сломалось, казаки, конечно, подправят, только вот вернуть вашего четырехколесного друга не обещают. Утешением владельцу будет то, что его машина не просто пропала, но поставлена на государственную службу. Прецедент был. Не так давно жертвами подобного мошенничества стали офицеры запаса, ныне члены партии «Союз», по совместительству – простые жители Владивостока, один из которых, Сергей Иванов, прислал письмо в редакцию. Стратеги на поле брани, вояки попались на объявление о качественном ремонте дизелей, подкупило то, что работу обещали выполнить тоже служивые. Сделку оформили чин по чину, даже написали расписку, в которой мастера обещали вернуть отлаженную машину 27 апреля. Возвращают по сей день…...
Однако не судите казаков строго. В их здании (после распоряжения Минимущества РФ можно смело бросаться такими фразами) досуг тоже организован – не все же казакам работать. Говорят, по выходным в здании, являющемся памятником архитектуры и истории, проводятся танцы «Кому за 30». Так что обделенным не остается никто. УВКО готово позаботиться и о вашей машине, и о вас.
Ко всему прочему казачье войско отличается невероятным гостеприимством. Под крышей Народного дома ютятся «братья» с востока, какой именно стране они принадлежат – история умалчивает. То ли УВКО расширяет рамки и становится интернациональным, принимая на службу жителей соседней страны, то ли на Володарского, 19 предлагают еще одну услугу - гостиница на дому, Народном дому.
Стоит ли говорить о том, что подобное использование здания, по устаревшему, совсем забытому определению принадлежащего народу, далеко от первоначальной задумки. Однако ту картину, которую и невооруженным глазом лицезрит народ, совсем не замечает Приморский центр по охране памятников. Оный совместно с комитетом по управлению государственным имуществом Приморского края бьет себя в грудь кулаком, мол, «регулярно осуществляет контроль над ходом проводимого ремонта и использованием здания по назначению». В ходе последнего осмотра, проведенного в ноябре прошлого года, государственники – кто бы сомневался - субарендаторов не выявили, хотя и сделали владельцам замечание: ремонт в здании проводится крайне медленно. Получается, что коммерческие организации, размещенные в особняке УВКО, воистину призрачны и являются исключительно своим клиентам, избегая охранных структур словно святой воды. В таком случае можно порадоваться за казачество, изловчившееся одновременно служить и оказывать неоценимые услуги населению, сдавая помещения различным фирмам.
Примечательно, что в самом казачестве от прямого ответа на вопрос, по назначению ли они используют предоставленные им квадраты, всячески увиливают, намекая, что не стоит копаться в грязном белье, а в целом просто воздерживаясь от каких бы то ни было комментариев. Тем более что молчание для казаков - дело привычное. Может, они и рады были бы держать ответ перед вышестоящими инстанциями, только спрос с них никакой - в крае пока лишь решается вопрос о том, кто возьмет на себя контроль их деяний.
…Истинные казаки непременно должны крепко сидеть на той земле, что охраняют от внешних напастей. В этом смысле УВКО всецело справляется с задачей – «свою» территорию под различные нужды общества здесь, по всей видимости, просто так не отдадут – скорее полягут от «вражеских» шашек.
Автор: Татьяна КОЛОМАСОВА, специально для «В»