Проще выбросить на свалку

Бывая за рубежом, мы порой приобретаем недорогую технику и нарадоваться не можем, какая она хорошая. Но все это лишь до определенного момента. В один прекрасный день она ломается, и тут начинается сплошная головная боль. Приносишь ее в специализированный сервисный центр, а там отказываются делать гарантийный ремонт.

22 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1414 от 22 авг. 2003
Бывая за рубежом, мы порой приобретаем недорогую технику и нарадоваться не можем, какая она хорошая. Но все это лишь до определенного момента. В один прекрасный день она ломается, и тут начинается сплошная головная боль. Приносишь ее в специализированный сервисный центр, а там отказываются делать гарантийный ремонт.

Совсем недавно в краевой администрации прошел семинар, посвященный вопросам соблюдения правил торговли и защиты прав потребителей, организации гарантийного обслуживания и послегарантийного ремонта сложной бытовой техники.

В настоящее время краевой потребительский рынок технически сложных товаров является наиболее сформировавшимся. Он насыщен бытовой техникой, телерадиоаппаратурой, электробытовыми приборами фирм АТР, Европы и наших российских. Пальма первенства, конечно, принадлежит японцам и корейцам.

Но ведь технику мало купить. Она может и ломаться. А вот здесь ее приходится делить на несколько категорий. Первая – техника, срок годности которой не истек. Вторая – срок годности которой истек. Третья – которую вы купили за границей. С первыми двумя категориями все более-менее ясно, вышел срок годности – плати деньги, не вышел – иди в сервисный центр. Обладателям третьей категории остается один выход, говоря словами Алексея Фадеева, начальника отдела сертификации электрооборудования Приморского центра стандартизации, метрологии и сертификации, – выбросить на помойку. Правда, делать это можно только в том случае, если вам не хочется платить за ремонт. Хотя немного странно получается, ведь по идее не суть важно, где вы купили ту или иную технику. Главное, что она изготовлена одной и той же фирмой. Но не тут-то было.

Взяв телефонный справочник, обзвонили большинство центров с названием сервисные. Практически во всех берутся за гарантийный ремонт техники, но только той, которая куплена в России. Свой отказ от бесплатного обслуживания представители центров аргументируют тем, что фирма-производитель не заключала договор с сервисным центром на сервисный ремонт. Оказывается, договор на обслуживание и ремонт заключают лишь продавцы, да и то лишь те, которые занимаются торговлей постоянно.

Кроме того, еще не в каждой ремонтной мастерской вам окажут качественный ремонт. Наверное, многие замечали расклеенные в подъездах объявления типа – ремонтируем TV-, видео-, аудиотехнику. Так вот, купившись на недорогой ремонт, можно лишиться недешевой техники. Оказывается, для того чтобы иметь право осуществлять ремонт, нужно сертифицировать услугу. Кстати, на сегодняшний день на территории Приморского края работают 88 организаций, имеющих сертификат.

Как рассказал Петр Слюсаренко, эксперт отдела сертификации электрооборудования Приморского центра стандартизации, метрологии и сертификации, срок гарантии на всю бытовую радиоэлектронику, которую вам отремонтировали в мастерской, должен составлять три месяца. Если ее ремонтируют на дому, то срок гарантии не должен быть меньше одного месяца. Что касается бытовых машин и приборов, то в случае замены на них бытовых узлов или агрегатов, короче говоря, при разборке на них дается 12 месяцев гарантии. Плюс на все замененные агрегаты завод-изготовитель должен дать свою гарантию. Когда бытовые машины и приборы ремонтируются без замены агрегатов, то есть без разборки, то срок гарантии должен быть не менее шести месяцев.

Все действия ремонтников регламентируются правилами бытового обслуживания населения, созданными на основе закона о защите прав потребителя. Правда, удивляет иногда то, что наши сограждане, которые занимаются ремонтом дорогостоящей импортной техники, не имеют желания вести бизнес на широкую ногу. Да и представители многих фирм вроде как не хотят иметь дело с шаткой российской экономикой. Их девиз ясен – продал и забыл, а там хоть трава не расти. Но иногда, хоть и редко, бывают проблески экономической жилки. Например, автосервис. На многих автоцентрах с удовольствием займутся вашим авто вплоть до гарантийного ремонта.

В случае если вам оказали некачественную услугу, можно обратиться в Госторгинспекцию или в отделы по защите прав потребителей, специалисты помогут. Конечно, лучше избегать таких ситуаций, желательно сразу узнать в мастерской, есть ли у них сертификат соответствия. То же касается и покупки техники. Многие магазины торгуют оборудованием, которое не прошло сертификацию в России, и если вы не хотите лишней головной боли, опять же попросите у продавца сертификат.

Автор: Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, специально для "В"