Ты моряк, Мишка
К седым суровым морским волкам публика просоленного Владивостока привыкла, а вот морские медведи – настоящие, четвероногие - для нее экзотика. Меж тем в 60-х годах прошлого века медвежат довольно часто брали на боевые корабли: они становились не только домашними любимцами моряков, но и своего рода талисманами экипажа. Косолапые юнги ходили на учебном судне «Тобол», на базовом тральщике и на минзаге «Аргунь». А наш герой нес службуна крейсере «Калинин»…
К седым суровым морским волкам публика просоленного Владивостока привыкла, а вот морские медведи – настоящие, четвероногие - для нее экзотика. Меж тем в 60-х годах прошлого века медвежат довольно часто брали на боевые корабли: они становились не только домашними любимцами моряков, но и своего рода талисманами экипажа. Косолапые юнги ходили на учебном судне «Тобол», на базовом тральщике и на минзаге «Аргунь». А наш герой нес службуна крейсере «Калинин»…
ИЗ ЛЕСА – НА МОРЕ
Как рассказал капитан первого ранга Иван Георгиевич, на «Калинин» Мишка попал трехмесячным. Мать-медведицу убили охотники, а месячному сосунку повезло - он попал к добрым людям. Медвежонка выкормили из соски, он полюбил свою новую семью, играл с детьми. Но женщина, живущая в доме, почему-то боялась косолапого, громко вскрикивала, когда Мишка ласково хватал ее за ногу… В конце концов медведя отдали на крейсер.
Это был новый мир. Появились друзья: матросы, кок и собака Мичман. Мишка быстро освоился и почувствовал себя хозяином. Еще бы! Он жил в отдельных апартаментах на палубе - в деревянной будке по соседству с Мичманом, к которому частенько захаживал на обед. Вся команда полюбила шерстяного юнгу. А он, хоть и освоился средь морских просторов, все же скучал по родной стихии. Когда проходили мимо поросших дубовым и березовым лесом берегов, Мишка выходил на палубу вместе с матросами и подолгу смотрел на сушу, втягивая носом запахи трав, деревьев, сырой земли...
САНИНА ФУРАЖКА
Когда медвежонок подрос, у матросов появилась новая забава: бороться с «юнгой». Ох, как не любил Мишка быть побежденным! Когда его укладывали на лопатки, он ворчал, возмущался, снова начинал борьбу. Если не получалось, обижался - уходил в будку, а на морде - оскорбленное самолюбие. И уж тогда только кок мог уговорить косолапого выйти. Со временем медведь победил всех, остался непобежденным только матрос Саня. Медведь затаил обиду…
Однажды Сане приснился сон: будто к нему в квартиру залез вор и ударил его ножом в грудь. Моряк проснулся: а по груди бил его... Мишка. И ворчал недовольно. Фуражка Санина была изорвана в клочья. За этот проступок Мишку наказали - выдрали ремнем и лишили ужина. Но с того момента с Саней они подружились. Мишка часто ходил к нему в каюту, любил играть его вещами и даже втайне утащил в будку Санин ботинок. Да и Саня стал относиться к медвежонку с пониманием, подарил ему свою тельняшку, иногда поддавался проказнику, давая выиграть. И тогда не было на крейсере медведя счастливей Мишки. Он становился на задние лапы, издавал боевой клич и почти улыбался. А Мичман громко лаял, оглашая победу косолапого.
ТЕСТ НА ТРУСОСТЬ
Мишка как полноправный член экипажа был поставлен на довольство, получил именную миску и звание «мохнатый юнга». Медведь очень гордился своим положением. На камбуз шел сам и никогда в очереди не стоял. Кока Мишка любил особенно. Отношения у них сложились хорошие, доверительные. Все желания медвежонка кок угадывал и частенько потчевал его сгущенкой. Развлекался юнга своеобразно, устраивая засады новичкам - тест на трусость. Резко выпрыгивал из-за угла, грозно размахивая передними лапами, делал страшную морду, скалил зубы и шел на испытуемого. И не дай бог струсить и убежать. Память у Мишки на трусов была отличная - начинались преследования, ночные вылазки с похищением вещей… И так до тех пор, пока медвежонку не давали отпор.
Но больше всего Мишка любил пугать женщин. Их крики-визги радовали мохнатого хулигана. Матросы в восторге говорили: «Территорию охраняет», а Саня смеялся: «Моя школа…». Может, так Мишка мстил своей бывшей хозяйке?
ВРАГ
Однажды на судне появился новичок. Матрос. Мишка сразу пошел в атаку: выпрыгнул из-за угла и ну реветь… Парня о медведе никто предупредить не успел. Тот весь побледнел, начал пятиться и как закричит: « Медведь, медведь…», а зверю того и надо, еще сильней скалится… Саня подбодрил новичка: «Не робей - и отстанет». Но новичок боялся, и медвежонок знал это. Началась война. Мишка преследовал матроса, сгрыз его ботинки, порвал одеяло в кубрике и пугал, пугал, пугал...
Как-то новенький застал хулигана в своей каюте. Тот жевал ремень. Недолго думая, матрос схватил припасенную палку и ну лупить бедолагу. На медвежьи вопли сбежалась вся команда. Мишка лежал на полу с перебитой лапой. Саня взревел: «Убью, негодяй!». Еле оттащили…
Медвежонка вылечили. Теперь он опасался матроса и обходил его десятой дорогой. А тот затаился и отмщенным себя все еще не считал.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Медвежонок любил отдыхать в кают-компании, тем более когда там сделали ремонт: новые диваны, обои, столы и кресла. Под родные голоса Мишка быстро уснул, а проснулся он уже один. Друзья разошлись - будить не стали, но кто-то закрыл дверь. Мишка заметался – он боялся темноты. От обиды и страха стал рвать обои и грызть мебель. Утром его освободили. Увиденное потрясло всех. «Кто закрыл дверь?» - спросил капитан. Матрос ответил: «Я не знал, что он здесь». Капитан был краток: «С корабля списать!».
Однако в порту уже капитану пришлось отвечать за испакощенную кают-компанию. Не вдаваясь в подробности, начальство, узнав о виновнике, вынесло короткий вердикт: «Ликвидировать». Так завершилась недолгая жизнь морского медведя…
Автор: Елена БОЛДИНА, специально для «В»