Монументально
Они стоят среди городского шума и суеты или в маленьких и уютных скверах прямо во дворе вашего дома. Незатейливые скульптурки, или, как их правильно величают строители, - малые архитектурные формы. К ним не только привыкают, но и привязываются. Очень часто здороваются, тщательно протирают или ласково треплют по голове. Оказывается, к скульптурам отношение особое.
Они стоят среди городского шума и суеты или в маленьких и уютных скверах прямо во дворе вашего дома. Незатейливые скульптурки, или, как их правильно величают строители, - малые архитектурные формы.
К ним не только привыкают, но и привязываются. Очень часто здороваются, тщательно протирают или ласково треплют по голове. Оказывается, к скульптурам отношение особое.
НАША ДЕВУШКА
Уютный дворик на улице Комсомольской, 2 отличается от многих других, похожих на него тем, что здесь вот уже 47 лет стоит скульптура матери с ребенком. Сидящая каменная женщина в спортивной майке обнимает мальчонку. Когда-то у него в руках был игрушечный пароходик из цемента. Но со временем он исчез. Памятник от этого пострадал мало.
Точно такими же садово-парковыми творениями в свое время был украшен почти весь краевой центр, включая пригороды и зоны отдыха. И только благодаря заботливым рукам этой скульптуре неподвластны годы.
Дворник Мария Ивановна, которая живет в этом же доме, каждый год заботливо наносит косметику на каменное изваяние.
- Сначала стамеской очищаю все накопившиеся старые наслоения, – рассказывала баба Маша, обращаясь к скульптуре. - Материал твердый, поэтому шпатель не берет. А потом уже на два раза покрываю масляной краской: первый слой - жидкой, а потом – погуще.
Ребенок удивительно похож на сына одной из жительниц дома. Сходство заметила не только я. Все так и говорили: «Наталья, наверное, с твоего сына Вити лепили. А сейчас Виктор сам папа!».
Однажды к ним во дворик забрел гость. Он заинтересовался скульптурой, а потом неожиданно вспомнил. Как потом выяснилось, это его произведение. А еще он лепил скульптуру девочки с козой, которая стояла у летнего кинотеатра.
- Я сейчас не припомню его имени, - продолжала она. - Столько времени прошло! Мы настолько привыкли к скульптуре, что так и называем - «Наша девушка и мальчик».
Со временем скульптура стала разрушаться. Больше всего страдает сам постамент. Для его реставрации недостает цемента.
- Да и надо-то совсем немного – пару мешков, – произнесла она. – Но сами мы не потянем. Дорого!
УГАДАЙ-КА, А НЕ ПАМЯТНИК
В скверике на улице Героев Хасана рядом с жилым домом № 4, почтовым отделением и ателье по ремонту обуви притаилась в зарослях еще одна скульптура. Это не человеческая фигура, а просто абстрактный памятник.
Вопрос застал нескольких прохожих врасплох, и они удивленно смотрели на корреспондента «В». Каждый из них высказал свое мнение. Наша читательница Лилия Чернова произнесла:
- Да это две змеи переплелись: одна беленькая, а другая – черненькая. Чего тут непонятного.
Ее перебил пенсионер, который решил остаться неизвестным:
- Не понимаю, что это за фигура? Определенно скажу, что похожа она на фигу, - и показал фигуру из трех пальцев. – Недавно его попытались украсть, но не получилось. Видать, сил не хватило.
Действительно, сам постамент с закладными деталями был тщательно раскопан. Неизвестные археологи старались напрасно – памятник сделан из бетона. За него в базарный день не получить и копейки. Между тем стихийный митинг закончился так же быстро, как и начался.
Я заглянула в фирму, которая была расположена неподалеку. Автор работы архитектор Ким Чон Ги, или просто Дима, как его называют тут, отсутствовал. Его коллеги на мой вопрос дружно произнесли:
- Памятник погибшим сперматозоидам.
Я не стала уточнять и решила с Димой поговорить по телефону.
- Как только мы поставили скульптуру, то приходило много любопытных, и все задавали один и то же вопрос: что это? Мне очень хотелось в уютном скверике, который остался в наследство от снесенных когда-то ветхих строений, поставить малую архитектурную форму, – раздался в трубке голос с приятным восточным акцентом. - Это две фасолины, которые по восточному поверью дают богатство и различные блага. Или просто вечная тема – белого и черного.
- Дима, а кому это нужно? – не удержалась я.
- Всем и прежде всего мне. Ведь я архитектор, и хотелось как-то реализоваться. Сейчас пока некогда заниматься малыми формами, но очень хочется. Думаю, может быть, в будущем придумаем с друзьями новые скульптуры. У меня есть мечта – создать клуб архитекторов.
Двухметровая скульптура удачно вписалась в местный пейзаж. Пусть она у кого-то вызывает вопрос. Каждый пытается сам дать ответ на него. А если появляется свой ответ, то к этому творению человек неравнодушен. Значит, и работа автора оценена и, оказывается, нужна в вашем дворе.
Нам удалось заглянуть только в два дворика. Но не сомневаемся, что у вашего дома отыщется не менее достойное творение. О нем вы можете поделиться с читателями нашей газеты. Пишите по адресу: 690600, г. Владивосток, ГСП, Народный проспект, 13. Рубрика «Неизвестные памятники» или по E-mail grigoryeva@vladnews.ru
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»